Феоктист деятель раскола

— игумен, ученик и друг известного противника патриарха Никона, протопопа И. Неронова, "равная учителю своему" мудрствовавший "словом и писанием"; ум. или в конце 1666 г. (не ранее ноября), или в самом начале 1667 г. Неизвестно, когда был игуменом московского Златоустовского монастыря, из которого уволен на обещание в Переславль-залесский Никольский монастырь.

В разное время жил в Москве у епископа вятского Александра, в 1653— 54 гг. — у И. Неронова в Спасокаменном монастыре за Вологдой, а после поселения Неронова в декабре 1656 г. в Спасоломовской Игнатиевой пустыни — и в этой последней.

В январе 1665 г. из Переславль-залесского монастыря Ф. переехал к вятскому епископу Александру в Александровский монастырь в гор. Вятке. В январе 1666 г. отправился в Игнатьеву пустынь к Неронову, но во время остановки в Устюге Великом в Архангельском монастыре, у своего брата, был взят по царскому указу стрельцами и связанным отвезен в Москву.

Одновременно с этим в помещениях его и епископа в Вятке был произведен обыск и отобраны принадлежавшие ему письма и книги, которых оказалось всего 87 нумеров.

Из отобранных бумаг ясно обнаружилось враждебное отношение Ф. к никоновским нововведениям и деятельные сношения его с главными расколоучителями. 15 февраля 1666 г. ему был сделан допрос по поводу некоторых его бумаг, а также об отношениях его к новым книжным исправлениям и вообще к господствующей церкви.

Ввиду прямого заявления им своего сомнения в правильности книг новой печати, его представили на суд заседавшего тогда собора.

Ф. попытался предупредить решение последнего, подав ему молебное послание, в котором подробно объяснял причины, на его взгляд довольно серьезные, по которым он впал в заблуждение, и просил себе прощения.

Однако собор заподозрил искренность послания, и Ф. 16 июля 1666 г. был послан в Никольский Песновшский монастырь "под крепкий начал". Кажется, отсюда он написал собору новое послание, в котором вновь указывал на свое обращение, доказывал его искренность и полагал анафему на прежнее свое мудрование.

Может быть, вследствие этого послания он был 5 ноября привезен в Патриарший Дворцовый приказ и по приказанию митрополита сарского Павла послан в Покровский монастырь, что на убогих домах. Здесь, "пожив нечто времени с миром, ко Господу отъиде", в согласии с господствующей церковью.

Из произведений его известны: 1—2) два послания к боярыне Ф. П. Морозовой (изд. проф. Субботиным в "Материалах для истории раскола"), 3) Письмо к протопопу Стефану Вонифатьевичу от 13 июля 1654 г. (изд. ibid) и 4—5) два молебных писания к собору 1666 г. (изд. ibid.). Может быть, ему же принадлежит записка о жизни прот. И. Неронова с 1653 по 1659 г. (изд. ibid.). "Дополн. к Актам Историческим", т. V. — Субботин Н., "Материалы для истории раскола". — Смирнов П., "Внутр. вопросы в расколе в XVII в.", СПб., 1898 г. — Дружинин В. Г., "Писания русских старообрядцев", СПб., 1912 г. Н. Т. {Половцов}