Филимонов Николай Иванович

— драматический писатель, род. в 1805 г. в родовом имении, селе Дехтеве, Ярославского уезда, умер 19 февр. 1870 г. Сын поручика, служившего в милиции, Ф. образование получил в Демидовском высших наук училище, в котором окончил курс в 1821 г. действительным студентом, а затем поступил на службу в один из гренадерских пехотных полков, откуда в начале 1830 г. вышел в отставку с чином штабс-капитана.

Возвратившись, на родину, Ф. служил здесь смотрителем холерного участка в Ярославском уезде и дворянским заседателем в уголовной палате и поверял сказки 8-й ревизии в Угличе.

Во время Крымской кампании Ф. поступил в дружину № 129 государственного ополчения и был назначен командиром 4-й роты, но по делам службы оставлен в Ярославле.

После того Ф. два трехлетия был дворянским заседателем в гражданской палате, а последние годы провел в своем родовом имении, совершенно разоренном.

Причиною этого были увлечения молодости и страсть к театру (таковой был устроен и в его имении).

Нередко старику приходилось жить в крестьянской избе, а умер он — в земской больнице.

По словам Л. Н. Трефолева, Ф. был в хороших отношениях с Н. И. Хмельницким и Н. А. Полевым.

Первой его пьесой, поставленной на сцене Александринского театра (в 1836 г.), был оригинальный водевиль "Билет пятиклассной лотереи"; затем, на той же сцене, по словам "Хроники петербургских театров" А. И. Вольфа, появились: оригинальные водевили "Круговая порука" (1840) и "Три рода воспитания" (1852), переводный — "Мельничиха в Марли" (1840) и оригинальная драма в стихах "Князь Серебряный" (1841), в которой дебютировала В. В. Самойлова и которая представляет плохую переделку повести Марлинского "Наезды". Наибольший успех из пьес Ф. имел переводный водевиль "Мельничиха в Марли". По отзыву Белинского, водевиль этот, несмотря на всю запутанность и неправдоподобие, так хорошо шел на сцене, что бранить его — не поднималась рука. По словам Л. Н. Трефолева, в Петербурге было поставлено не пять, как указывает Вольф, а 14 пьес, и одна в Москве — водевиль в 2-х действиях "Гусарский офицер и уездная барышня". Кроме того, Ф. перевел в стихах: с немецкого — драму в 5 действиях Гальма "Философский камень", а с французского — комедии Мольера "Школа мужей", "Сганарель" и "Мнимый рогоносец" и комедию-водевиль "Сюзетта". "Ярослав. губ. вед.", 1870 г., №№ 9 и 11. — "Русский Архив", 1872 г., № 10, стр. 1984—2023. — А. И. Вольф: "Хроника петербургских театров", ч. I, стр. 97 и ч. II, стр. LIII. — Сочинения В. Белинского, изд. 3-е, т. IV, стр. 186—187 и т. VI, стр. 617—618. С. — Тр. {Половцов} Филимонов, Николай Иванович (1805—1870) — драматург.

Происходил из дворян Ярославской губернии и, живя в Ярославле, устраивал спектакли на своем домашнем театре.

Был человек очень образованный; дружил с Н. И. Хмельницким и Н. А. Полевым.

В 40 — 50-х годах несколько водевилей его не сходило с репертуара; особенным успехом пользовались оригинальные пьесы "Молодая мачеха", "Билет 5-классной лотереи", "Круговая порука", "Три рода воспитания", "Князь Серебряный" — драма в стихах, в которой впервые дебютировала на сцене известная В. В. Самойлова.

Из переводных пьес Ф. наибольшим успехом пользовалась "Мельничиха в Марли". Ему же принадлежат переводы драмы Гальма "Философский камень" и комедий Мольера "Школа мужей" и "Мнимый рогоносец". Большая часть пьес его помещена в "Репертуаре и Пантеоне" 40-х годов. Ср. "Яросл. губ. ведом.", 1870, № 11. П. В. Б. {Брокгауз}