Филипп II Колычев

(Федор Степанович) — святитель, митрополит Московский и всея Руси. † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Родился 11 февраля 1507 года. Принадлежал к знатному боярскому роду Колычевых, которые происходили от Андрея Кобылы, боярина времен великого князя Симеона Гордого († 1353) и родоначальника многих дворянских фамилий, в том числе дома Романовых.

Его отец Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного духа", попечительно готовил сына к государственному служению.

Благочестивая Варвара, мать Федора, окончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофии, воспитывала сына в духе искренней веры и глубокого благочестия.

Юный Федор Колычев изучал Священное Писание и святоотеческие книги, на которых зиждилось старинное русское просвещение.

До тридцати лет Федор находился на службе при великокняжеском дворе. В 1537 году, после подавления мятежа князя Андрея Старицкого, который поддержали в числе других бояр и Колычевы, Федор тайно покинул Москву.

Он в одежде простолюдина, не попрощавшись с родными, отправился на Север. Сначала был пастухом у некоего крестьянина Субботы в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами, год прожил боярский сын в Хижах и потом снова продолжил свой путь к Соловецким островам, куда так давно влекло его сердце.

В Соловецком монастыре Федор исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице.

После полутора лет послушнических трудов игумен Алексий (Юренев), по желанию Федора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп, и вручил в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября).

Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, усиливая пост и молитву.

Игумен Алексий послал его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетал делание непрестанной молитвы.

К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением.

По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводил в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя звание игумена и указал на Филиппа как на достойного своего преемника.

По избранию монастырского Собора Филипп (не позже 1547 года) был возведен в сан игумена Соловецкой обители Новгородским архиепископом Феодосием († 1563). В Соловецком монастыре игумен Филипп положил много трудов по внутреннему и внешнему благоустройству обители.

Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность игумену Филиппу выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященный в 1557 году, и Преображения Господня.

Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.

Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветала в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3/16 июля), Вассиан и Иона Пертоминские (память 12/25 июня). Новопоставленный игумен всеми силами старался поднять духовное значение обители и ее основателей — преподобных Зосимы и Савватия (память 27 сентября/10 октября, 17/30 апреля).

Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров первоначальником Соловецким, преподобным Савватием, обрел каменный крест, стоявший некогда перед кельей преподобного.

Были найдены Псалтирь, принадлежавшая преподобному Зосиме, первому игумену Соловецкому, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.

В Преображенский собор были перенесены мощи святых Зосимы и Савватия.

Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

Деятельность игумена Филиппа сделала Соловецкий монастырь богатейшим промышленным и культурным центром Северной Руси. Строгий аскет и подвижник, Филипп явился образцовым хозяином, обладавшим большим практическим умом, хозяйственной энергией и предприимчивостью.

На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, введены были механические усовершенствования в производстве промыслов.

На поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведен железный промысел.

Для того чтобы пополнить запас пресной воды, был прокопан глубокий пруд и проведено осушение болот. Увеличение пастбищ позволило игумену Филиппу обеспечить монастырь скотом, и на островах появились масло и молоко.

Огромное количество ветряных мельниц избавило монахов от невероятно тяжелого труда — размалывать зерно вручную — и дало Соловкам хороший хлеб. Рыболовные и соляные промыслы, организованные игуменом Филиппом в широких размерах, стали снабжать рыбой и солью всю русскую землю. Своей праведной жизнью Соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нем и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Иоанна Грозного.

Царь надеялся, что найдет в игумене Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством.

Святость Филиппа, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим.

После долгих отказов Филипп наконец согласился принять высокий святительский сан. 25 июля 1566 года он был хиротонисан в митрополита Московского и всея Руси вместо изнуренного болезнью, а может быть и "душевною горестию", митрополита Афанасия, оставившего митрополию.

Принимая посвящение, Филипп ставил условие иметь за своею совестью право говорить открыто о правде евангельской и печаловаться за опальных, которых тогда во время свирепой и бессердечной опричнины, было очень много. Царь же требовал, чтобы он "в опришнину и в царский домовой обиход не вступался", но вместе с тем соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это было при прежних государях.

Это решение было изложено в особом приговоре, подписанном Филиппом и семью епископами.

Первый год святительства Филиппа прошел спокойно.

Митрополит занимался делами Церкви, поставил несколько епископов, выстроил в Москве церковь во имя святых Зосимы и Савватия.

Отношения его с царем наружно были благоприятными.

Неистовства опричнины временно прекратились.

Но вскоре вспыхнула новая смута, пошли доносы, клеветы и казни, а опричники опять принялись за грабежи и буйства.

Святитель Филипп, видя беззакония и жестокости опричников, решился противостать Грозному.

Это было связано с новой волной казней в 1567—1568 годах. Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре.

Изменники намеревались захватить царя и выдать Польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе.

Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками.

Неустрашимый митрополит стал открыто укорять царя в разорении своего царства и в напрасном пролитии крови народной, заступался за невинно гонимых.

Царь в гневе на святителя дошел до озлобления, которое особенно усилилось после открытых столкновений.

Окончательный разрыв между царем и митрополитом произошел весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, митрополит Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение владыки прервало благолепие церковной службы.

Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою! Я был слишком мягок с вами", — добавил царь. В другой раз, 28 июля, в Новодевичьем монастыре, где был царь с опричниками, митрополит Филипп упрекнул одного из опричников в том, что он стоял в тафье (т. е. в шапке) во время чтения Евангелия.

На этот раз царь не сдержал себя, назвал святителя лжецом, мятежником и злодеем.

Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой.

Участь святителя-исповедника была решена.

Но Иван Грозный хотел соблюсти канонический порядок.

Боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой Русской Церкви.

Для сбора обвинительных материалов на Соловки отправили специальную комиссию.

Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженники.

Митрополита Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, вплоть до колдовства. "Я пришелец на земле, как и все отцы мои, — смиренно отвечал святитель, — готов страдать за истину". Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято.

Царь хотел превратить извержение митрополита Филиппа из сана в подлинную демонстрацию.

Он заявил ему, что "решил послушать в великий праздник, в день святого Михаила, его богослужение". Для развенчания митрополита Филиппа Иван Грозный избрал день Архангела Михаила, который, по представлению царя, олицетворял грозную карающую власть.

Во время богослужения в церковь ворвались опричники во главе с царским любимцем Алексеем Басмановым, сорвали с митрополита Филиппа святительские одежды, вытолкали из храма и с бранью и побоями повезли на дровнях в Богоявленский монастырь, где скованного цепями и с колодкою на шее заточили в смрадную келью. Чтобы окончательно сломить дух святого, царь отправил ему в монастырь голову казненного родственника.

Вскоре опального митрополита Филиппа перевели в заточение в Тверской Отроч монастырь.

Во время похода на Новгород Иван Грозный проезжал мимо этого монастыря, и начальник опричников, Малюта Скуратов, зашел в келью святителя и задушил его "возглавием" (т. е. подушкой), а настоятелю монастыря сказал, что опальный митрополит умер от угара. Так 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину митрополит Филипп.

Еще за три дня святой старец предвидел окончание своего земного подвига и причастился Святых Тайн. Тело его было предано земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. В 1591 году, по ходатайству игумена Соловецкой обители Иакова, гроб с нетленным телом святителя был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь, где стал благоговейно почитаться.

Нетленное тело святителя Филиппа было положено в могилу, приготовленную им для себя еще во время пребывания в этом монастыре под папертью храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба своего бывшего наставника, духовника и уставщика Соловецкой обители иеромонаха Ионы (Шамина). 31 мая 1646 года, после получения игуменом Соловецкого монастыря Илией грамоты патриарха Московского и всея Руси Иосифа (у 1652) от 29 апреля того же года об открытии мощей святителя Филиппа, его святые мощи были торжественно переложены в новую гробницу и поставлены в Преображенском соборе Соловецкой обители.

В 1652 году царь Алексей Михайлович по совещании с патриархом Иосифом и всем Освященным Собором определил перенести мощи святителя Филиппа в Москву.

В Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, митрополитом Новгородским (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1681). За литургией в церкви, где почивали мощи святителя, владыка Никон прочел грамоту царя, в которой Алексей Михайлович молил святого мученика отпустить вину прадеда: "Сего ради преклоняю сан свой царский за оного, иже на тя согрешившего, да оставиши ему согрешение его своим к нам пришествием". 9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно перенесены в Москву.

На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).

Ныне этот крест хранится в алтаре Московского Знаменского храма. 19 июля мощи были положены в серебряную раку в большом Успенском соборе у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне.

Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в "царицыных светлицах", замечательный памятник русского шитья. Память святителя Филиппа праздновалась Русской Церковью с 1591 года в день его мученической кончины — 23 декабря.

С 1660 года празднование было перенесено на 9 января.

Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 году празднование было перенесено на 3 июля. Труды: Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь по поводу нового похода в Ливонию, датируемая 24 ноября 1567 года // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т.1, № 275, с. 312—313. Уставные грамоты для управления монастырскими имениями // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в4т. — СПб., 1836. — Т.1, № 221, 258, 268, с. 209—211, 283—285, 303—304. Грамоты святого Филиппа, митрополита Московского и всея России, в Соловецкую обитель // Душеполезное чтение. — 1861. — Ч.З, с. 192—206. Литература: Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 377—382, прим. 11,12. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 38. Шемякин В. И. Краткое описание Соловецкого монастыря. — СПб., 1899, с. 23—30, 41, 42. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 19. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892— 1902; 1901, вып. 11, июль, с. 26—29. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых Православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 1, с. 147—169. Волкова Е. Митрополит Филипп, (исторический очерк). — Петроград, 1915. Соловьев Е. А. Иоанн Грозный, его жизнь и государственная деятельность.

Биографический очерк Е. А. Соловьева. — СПб., 1893 (Жизнь замечательных людей, вып. 73). Едлинский М. Е., священник.

Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. — 2-е изд. — СПб., 1899. — Т. 2, с. 101—111. Поселянин Е. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина. — СПб., б. г., приложение к журналу "Русский паломник", 1908, январь, с. 75—79. Леонид (Краснопевков), епископ.

Жизнь Филиппа святителя митрополита Московского и всея Руси. — М., 1861 и // Душеполезное чтение. — 1861, ч. 2. Никодим (Кононов), иеромонах.

Архангельский патерик. — СПб., 1901, с. 18—30. Мелетий, архимандрит.

Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря.

Составлено тщанием настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Мелетия. — М., 1881, с. 57, 68, 99,167—171. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб., 1882. — Т. 1, январь, с. 18—41. Досифей (Немчинов), архимандрит.

Летописец Соловецкий на четыре столетия с 1429— 1833 гг. — 3-е изд. — М., 1833. Досифей (Немчинов), архимандрит.

Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. — М., 1836. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 566—575. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 10,18, 404, 819. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842— 1843. — Т. 9, гл. 2, с. 54, 63; гл. 3, с. 86. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 3, 4. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 601, 602. Краткое историческое описание монастырей Архангелогородской епархии. — Архангельск, 1902, с. 17—23 (Соловецкий монастырь).

Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 46. Соловецкий патерик. — М., 1906, с. 44—66. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 3, с. 259. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 524. Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный первого класса монастырь // Живописное обозрение русских святых мест: в 9 вып. — 2-е изд. — Одесса, 1896—1908, вып. 6, с. 51—55, 92. Начертание жития митрополита Филиппа. — М., 1860. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 125,162. Александро-Невская летопись // Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т. — СПб., 1872— 1927. — Т. 3. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 3, с. 162, 253. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. — М, 1813—1894. — Т. 1, № 193. Устрялов Н. г. Сказания князя Курбского: в 2 т. — 2-е изд. — СПб., 1842, с. 108,109,117—121, 227. Боярский род Колычевых. — М., 1886, с. 77— 96. Уманц Я. М. // Древняя и новая Россия. — СПб., 1875—1881. Валуев Д. А. // Библиотека для воспитания. — 1845. Исторический вестник. — СПб., 1884, май, с. 275. — 1888, декабрь, с. 115. — 1889, май, с. 315—316. — 1896, март, с. 920; январь, с. 212. — 1906, август, с. 521. — 1908, октябрь, с. 168. Русская старина. — СПб., 1879, апрель. — с. 736—747. — 1904, июнь, с. 645; ноябрь, с. 454—455. Скворцов Н., священник.

Московский Кремль // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 3, с. 16. Боярин и воевода князь М. Б. Скопин-Шуйский // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 129, 504—505. Русский архив. — М., 1912, № 6, с. 214. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, №4, с. 11—18. Иванов Н. Св. Филипп, митрополит Московский и всея Руси (к 450—й годовщине со дня рождения) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957, № 8, с. 59—66. Никитин В. А. Великий игумен Соловецкого монастыря // Журнал Московской Патриархии. — М., 1983, № 5. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под ред. С. Н. Южакова. — СПб., 1900—1905, т. 19, с. 215. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 2237—2238. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 35 (кн. 70), с. 762—764. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 21, с. 116—121. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. — М., 1892—1898, ч. 1, с. 12. Минея январь. — М., 1983. — Ч. 1, с. 336—338. Минея июль. — М., 1988. — Ч. 1, с. 128—130. Буланин Д. М. Филипп II // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 466—470.