Флоров Василий

— автор сочинения "Обличение на раскольников" (изд. проф. Н. И. Субботиным, М., 1894). Ф. сначала принадлежал к православной церкви, потом уклонился в раскол, скитался по разным раскольническим толкам и наконец утвердился в диаконовом согласии.

Здесь, у диакона Александра и во всем обществе диаконовцев, он пользовался уважением, как человек, сведущий в Писании; ему поручено было составление ответов Питириму.

По всей вероятности, именно неудача в этом деле и опасение кары за близкую к нему прикосновенность были причиной, что с Керженца он бежал к раскольникам в Крымские степи, где прожил шесть лет. Возмущенный дикими учениями и безнравственным образом жизни тамошних раскольников, Ф. решился возвратиться на Керженец, но в пути был захвачен татарами.

Из этого плена Ф. бежал, дав обет в случае успешного бегства присоединиться к православной церкви.

Под влиянием учеников еще здравствовавшего тогда Питирима Ф. окончательно утвердился в намерении оставить раскол, присоединился к православной церкви и сделался ревностным ее защитником. "Обличение на раскольников" было написано им в 1737 г., вскоре после обращения из раскола, которое можно отнести к концу двадцатых или началу тридцатых годов XVIII столетия.

В первой книжке "Русского архива" за 1896 г. напечатано сообщение Дм. Скворцова "Василий Ф. и его сочинение против раскольников Стрела". Автор описывает рукопись, содержащую сочинение Ф., излагает содержание этого сочинения и сообщает биографические сведения о самом Ф. "Наиболее раннее упоминание о Ф., — говорит Скворцов, — находим в сочинении епископа Рязанского Симона "Наставление состязаться с раскольниками". Сочинение Ф., изданное в 1894 г., — то самое, которым пользовался автор "Наставления". Сравнивая содержание и текст описываемой в "Русском архиве" рукописи с изданным сочинением Ф., проф. Смирнов находит, что они совпадают между собою. Название "Стрела", данное сочинению Ф. автором сообщения в "Русский архив", оправдать трудно.

По свидетельству автора "Наставления состязаться с раскольниками", сочинение Ф. называлось "Обличением на раскольников"; под этим именем оно и издано.

Сочинение Ф. несомненно было известно первому историку раскола — протоиерею Иоаннову.

Автор "Обличения", по его собственному объяснению, имел намерение собственно "возвестить авторов еретических и объявить догматы и учения их", т. е. изложить учения, принятые в разных раскольнических сектах того времени.

В его книге есть и опровержения некоторых раскольнических мнений, а также сказания о раскольнических деяниях.

Главой расколовождей Ф. считает протопопа Аввакума; от него он производит 16 сект, из которых три поповщинские и 13 беспоповщинских.

Пoследнюю, 13-ю беспоповщинскую секту Ф. называет "наговщиною": это нынешние хлысты.

См. П. С. Смирнов, "Внутренние вопросы в расколе в XVII в." (СПб., 1898, приложения, стр. 56—59). {Брокгауз}