Фодор-Менвьель Жозефина

— знаменитая певица, род. в Париже в 1793 г. Отец ее Жозеф Фодор, талантливый скрипач, был сын венгерского офицера и получил основательное музыкальное образование преимущественно у Франца Бенды в Берлине.

В 1787 г. с успехом концертировал в Париже; в 1794 г. он с женой и малолетнею дочкою Жозефиной, которой тогда было не более 15 месяцев, переселился в Петербург (умер 1828). Жозефина Ф. унаследовала от отца музыкальный талант и уже 11-ти лет имела успех своею игрой на фортепиано и на арфе в концертах отца; затем, пробыв три года в с.-петербургском театральном училище, она выступила как певица и с 1808 г. была ангажирована в русскую оперу в Петербурге, получая большое для того времени жалованье по 2500 руб. в год и бенефис.

Ф. обладала в одинаковой степени качествами хорошей певицы и хорошей актрисы; она исполняла партии Розы в опере "Деревенские певицы", Зломеки в опере "Илья Богатырь", Армантины в опере "Одна шалость"; кроме того ответственные партии в операх "Земира и Азор", "Минутное заблуждение" и др. В 1810 г. Ф. вышла замуж за актера французского театра в Петербурге Менвьеля.

По окончании первого трехлетнего ангажемента Ф. пела в Петербурге еще 2 года, а 12 дек. 1812 г. оставила Россию, получив приглашение в Швецию, затем в Данию; оттуда отправилась в Париж и 9 авг. 1814 г. дебютировала в комической опере в театре Фейдо. Здесь она исполняла главные партии в операх "La fausse magie", "Le concert interrompu", "Jean de Paris", "La belle Arsene" и др., но успех ее был весьма ограниченный, и трудно было предвидеть блестящую репутацию, которую она впоследствии приобрела в итальянской опере. Французское пение мало шло к ее дикции: говоря хорошо по-русски, она плохо владела родным языком и с трудом справлялась с французским произношением; это, вероятно, подало некоторым повод считать Ф. родившеюся в России или даже чистокровною русскою, причем ее нередко называли по-русски Жозефиной Осиповной Федоровой.

Почувствовав, что на сцене французской оперы она находилась не в своей сфере, и твердо уверенная в своей будущности, Ф. решилась испытать свои силы в итальянской опере и, выступив в театре Одеон вместо незадолго пред тем умершей знаменитой певицы Баррили, дебютировала 16 ноября 1814 г. в "Гризельде" Паэра; и не только с успехом заменила Баррили, но даже превзошла ее; затем она имела большой успех в "Свадьбе Фигаро" и в "Пенелопе". Надо заметить, что голос Ф., обширный по объему и массивный по звуку, представлял в начале сценической карьеры довольно большие затруднения для обработки, но певица приложила много серьезного труда, чтобы освободиться от них, а ее голос, под влиянием постоянных и серьезных занятий, приобрел много редких качеств в отношении объема, ровности, звучности, силы и нежности.

С 1816 до 1818 г. Ф. пела в Лондоне, а оттуда уехала в Италию.

Приглашенная в Венецию, она выступила в опере "Елизавета" Карафы с таким успехом, что в честь ее была выбита большая золотая медаль, честь, которая до нее была оказана только знаменитому Маркези.

В 1819 г. Ф. снова была приглашена на сцену парижской оперы, причем второе появление певицы в Париже произвело самое глубокое впечатление; в это время талант ее достиг высшего своего проявления. "Севильский цирюльник" Россини не имел в Париже никакого успеха при первом представлении в итальянской опере; но во втором представлении совершилась полная перемена только потому, что Ф. взяла на себя исполнение партии Розины.

В 1822 г. Ф., по совету докторов, предприняла путешествие в Италию для поправления своего здоровья и в августе создала в театре Сан Карло в Неаполе роль Дездемоны в опере "Отелло". Восторг неаполитанцев не уступал восторженным приемам в Венеции и Париже.

Успехи не покидали Ф. и в Вене, где она пела в 1823 г. в продолжение всего сезона.

Пробыв затем до 1825 г, снова в Неаполе, Ф. вернулась в Париж и 9 дек. выступила в "Семирамиде" Россини, но тут ее постигло неожиданное несчастие: при появлении на сцену у ней обнаружилось полное изнеможение голоса, и она не могла пропеть ни одного тона. С этого вечера Ф. навсегда должна была отказаться от сцены. В 1828 г. она поехала в Италию, и хотя там под влиянием климата хрипота и прошла, но в голосе уже не было ни силы, ни мягкости.

К заслугам Ф. надо отнести, что она первая ввела в обыкновение петь mezza voce, что нашло себе множество подражательниц и теперь признается необходимым условием хорошей школы. О Ф. сохранились воспоминания в записках М. И. Глинки, относящиеся к 1831 г. Наш знаменитый композитор заявляет, что он обязан Ноццари (проф. пения в Неаполе) и Ф. больше чем кому-либо своими познаниями в пении. Последние годы жизни Ф. провела "полном уединении; год ее смерти неизвестен. "Biographie universelle des musiciens" par F. J. Fetis, Paris, 1878. — Ch. Unger: "Josephine Meinvielle-Fodor. Precis historique sur sa vie etc.", Vienne, 1823 (с портр.). — П. Арапов: "Летопись русск. театра", СПб., 1861. — М. К(ублицкий): "История оперы в лучших ее представителях", Москва, 1874, ст. 174—177. — Михневич: "Очерк истории музыки в России", СПб., 1879, ст. 327. — В. Морков: "Историч. очерк русск. оперы", СПб., 1862, ст. 55. — И. Д. Перепелицын: "История музыки в России", СПб., 1885 (с портр.). — "Записки М. И. Глинки", СПб., 1887, ст. 71—72. — "Музык. и театральн. вестн.", 1858, № 51. Н. Л — ский. {Половцов} Фодор-Менвьель, Жозефина (Fodor-Mainvielle; урожд. Фодор: сцен. псевд. в России — Федорова; по мужу Менвьель) [13. 10. 1789 (в нек-рых источ. 1793), Париж — 14. 8. 1870, Сен-Жени, близ Лиона] — арт. оперы (сопрано) и педагог, Жена франц. драм. актера Менвьеля.

Род. в семье голландского скрипача и композитора И. А. Федора (по нац, венгра).

С 1794 жила в Петербурге, Получив начальное муз. образование под рук. отца. С 11 лет выступала как пианистка и арфистка в концертах отца. С 1805 обучалась в Петерб. театр. уч-ще у Д. Чимарозы и Дж, Паизиелло, позднее у Э. Бьянки и К. Кавоса.

В 1808 (в нек-рых источ. 1810) дебютировала в партиях Розы ("Деревенские певицы") и Розины ("Севильский цирюльник" Дж. Паизиелло) на сцене петерб.

Придв. т-ра, где пела до 1812. В то же году концертировала в Швеции (Стокгольм) и Дании (Копенгаген).

В 1814—16 выступала на оперной сцене в Париже (т-р "Опера комик" и "Театр Итальен"), в 18. 16—17 — в лондон. т-ре " Ковент-Гарден" (выступила в партии Церлины — "Дон Жуан"), с 1818 — в Венеции (т-р "Фениче", оперы "Елизавета" М.-Э. Карафа и "Исправленная капризница" В. Мартин-и-Солера; здесь в ее честь была учреждена золотая медаль), в 1819—22 и 1825 — в Париже (т-р "Опера комик" и "Театр Итальен"), в 1823—25 и 1831—32 — в Неаполе (т-р "Сан-Карло"), позднее пела в ABctpnn (Вена) и Франции (в т. ч. в Бордо, 1833). Обладала феноменальным голосом редкой красоты, силы, мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (три октавы). "Фодор первая ввела в обыкновение петь mezza voce, чему другие певицы старались подражать" (М. Кублицкий)*. Несмотря на постепенное ослабевание голоса после болезни в 1825, продолжала выступать до 1833, вызывая восторг современников, отмечавших среди прочего блестящую способность импровизировать колоратурные пассажи.

Стендаль в своей книге "Жизнь Россини", оценивая ее голос "выше всяческих похвал", назвал арт. "великой певицей Севера"**. Талант певицы высоко ценили также Дж. Россини, Ф. Мендельсон, М. Глинка.

Лучшие партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Дездемона ("Отелло" Дж. Россини), Нанетта ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Зельмира("Зельмира"), Донна Анна и Церлина ("Дон Жуан"), Сюзанна, Графиня Формутье, Каролина, Гризельда, Арсена, Агнесса ("Отец и дочь"), Земира ("Земира и Азор"). Др. партии: Зломека ("Илья-богатырь"), Армантина, Семирамида. 1-й исп. в России сольных партий в ораториях И. Гайдна "Сотворение мира" (5 марта 1808) и "Времена года" (16 марта 1810). В последние годы жизни эпизодически выступала на вокальных вечерах в париж. муз. салоне Дж. Россини.

Уйдя со сцены, занялась пед. деят-стью. В 1831— 32 преподавала в Неаполе, где у нее брали уроки пения М. Глинка и Н. Иванов.

Среди ее учениц — Г. Менвьель (дочь). Соч.: Reflexions et conseils sur l''art du chant. — Paris, 1857. ("Размышления и советы по искусству пения"). Лит.: Кублицкий M. E.* История оперы в лучших ее представителях: Композиторы.

Певцы. Певицы. — М., 1874. С. 174—177; Глинка М. И. Записки // Рус. старина. 1870. Кн. 1—2; То же / Ред., вступ. ст. В. Богданова-Березовского. — Л., 1953; Божерянов И. Иллюстрированная история русского театра XIX в. Т. 1—2. — СПб., 1903; Соллогуб В. А. Воспоминания. — М.; Л., 1931. С. 460—462; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики.

В 3 т. —М., 1956. Т. 3. С. 94—95; Г озенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.

Очерк. — Л., 1959. С. 330—331; Ungеr С. j. Manivielle-Fodor. Precis historique sur sa vie. — Vienne, 1823; Stendhal. Vie de Rossini. — Paris, 1824 (рус. пер.: Стендаль.

Собр. соч. /Т. 8. Жизнь Россини. — М., 1959); Esсudier M. et L. Vies et aventures des cantatrices celebres. — Taris, 1856; Сlayton E. С. Queens of song. — London, 1863; Thurner A. Les reines du chant. — Paris, 1883.