Фомин Евстигней Ипатович

— известнейший и плодовитейший из русских композиторов второй половины XVIII в., положивший у нас начало музыкальному национализму; вышел из народной среды и родом был из дворовых людей. Он родился в Петербурге 5 августа 1741 г., но когда и при каких обстоятельствах ему удалось получить первоначальное образование — неизвестно.

Известно только, что еще в отроческом возрасте Ф. был зачислен воспитанником Имп. Академии Художеств, но вскоре, ввиду обнаружившихся музыкальных способностей, он послан был в Италию для изучения теории композиции.

Сведений о его пребывании за границей тоже сохранилось очень мало, но об успешности его занятий можно судить уже по тому, что некоторое время он, несмотря на свое иностранное происхождение, состоял пенсионером Болонской музыкальной академии.

В начале 1770-х годов Ф. вернулся в Россию и сперва поселился в Москве, где некоторое время состоял капельмейстером частного театра Медокса.

К этому же времени относится и начало его музыкальной известности, которое положено было в 1772 г. постановкой оперы "Анюта" (либретто М. Попова) на придворной сцене в Царском Селе. Комическая опера, в легкой и шутливой форме рассказывавшая о насилиях и несправедливостях крепостной эпохи, принята была либеральной императрицей весьма благосклонно. "Придворная публика, — говорит Михневич, — набившая себе оскомину французской комедией и итальянской музыкой, была приятно поражена свежестью сюжета и народностью музыки... Жанр этот вошел в моду, и многие из тогдашних композиторов усердно принялись за его обработку". Сам Ф. много работал над сочинением музыки на текст преимущественно русских писателей: императрицы Екатерины Великой, Аблесимова, Княжнина, И. А. Дмитревского, И. А. Крылова, Капниста, кн. Долгорукова, Николева и др. Из опер, написанных им в конце 70-х годов, особенно большим успехом пользовались: "Мельник — колдун, обманщик и сват" (слова Аблесимова), поставленная на сцене в 1779 г., сперва в Москве, затем в Петербурге.

Для придворного театра она, правда, была найдена слишком вульгарной и поэтому скоро снята с репертуара, но зато в частном театре Книпера она шла 27 раз (в Москве — 22 раза) и, по отзыву современной критики, "столько возбудила внимания от публики, что завсегда театр наполнялся"; даже "иностранцы любопытствовали ею довольно... Коротко сказать: едва ли не первая русская опера имела столь восхитившихся спектаторов и плескания" (Драм. Словарь, 1787 г.). "Мельник..." нравился и со стороны содержания, и со стороны музыки.

Последняя, "незначительная и изобличающая — по словам Чешихина — композитора-самоучку, довольно беспомощного в технике", построена была исключительно на народных мотивах, и в этом заключалась ее новизна и оригинальность.

Арии и куплеты оперы, так понравившейся публике, распевались повсюду; их можно было слышать и в светских салонах, и в лакейских, и на улице. Свой интерес популярная опера Ф. сохранила до некоторой степени и в XIX в., когда была издана Юргенсоном в Москве и возобновлена на сцене в Петербурге в 50-х годах. Ко времени шумного успеха, вызванного постановкой этой оперы, относится, вероятно, и переселение Ф. в Петербург.

В середине 80-х годов он, несомненно, жил уже здесь, исполняя музыкальные заказы императрицы, поручившей ему, например, в 1786 г. написать оперу на свои слова — "Новгородский богатырь Боеславич". Более подробных сведений об официальном положении композитора в это время не имеется.

В 1797 г. состоялось постановление о принятии "профессора академии" Ф. в дирекцию Императорских театров "к должности российской труппы с тем, чтобы выучивать ему актеров и актрис из новых опер партии и проходить старые; также, что потребно будет переменить в музыке; сверх сего, должен он учить пению учеников и учениц в школах; такоже и в случае надобности — акомпанировать в оркестре французские и итальянские оперы". Все эти сложные обязанности оплачивались Ф. жалованьем в 720 руб. в год. В своей новой должности Ф. пробыл, однако, только три года и в апреле 1800 г. скончался, причем, ввиду его несостоятельности, театральная дирекция отпустила на его погребение 25 рублей.

К музыкальным произведениям Ф., кроме вышеупомянутых, относится еще целый ряд опер (всех более 30-ти), подлинность которых, однако, очень трудно установить ввиду скудости сведений о композиторе и некоторых особых условий времени, когда он жил. Так, например, в 1800 г. Капнистом была поставлена на сцену пастушеская опера "Клорида и Милон" с музыкой Ф., но Карамзин в своем письме к И. И. Дмитриеву (23 декабря 1800 г.) приписывает музыку этой оперы Плещееву. M. H. Лонгинов по этому поводу делает предположение, что Ф., по обычаям времени, мог "ссудить" свое уже известное имя начинающему и не уверенному еще в успехе композитору.

Бывали, как известно, случаи, когда люди из высшего общества из ложного стыда умышленно скрывали таким способом свои имена в литературных и музыкальных произведениях.

Наконец, возможно, что Ф. некоторые из своих опер писал совместно с другими композиторами, например Матинским, тоже музыкальным самородком, известным автором многих либретто.

В современных изданиях Ф. приписываются следующие оперы: "Добрая девка" (соч. Матинского), "Выдуманный клад" (соч. Лукницкого), "Любовь опровергает союз дружества" (соч. Михайлова), "Тщетная ревность..." (соч. Колычева), "Перерождение" (соч. Матинского), "Счастие по жеребью" (соч. Аблесимова), "Орфей и Эвридика" (соч. Княжнина), "Ямщики на поставе" (Российское соч.), "Вечеринка..." (то же), "Трое ленивых" (соч. Княжнина), "Колдун, ворожея и сваха" (соч. И. Юкина), "Честный преступник" (соч. И. Дмитревского), "Бешеная семья" (соч. И. А. Крылова), "Точильщик" (соч. Николева), "Опекун-учитель, или Любовь хитрее элоквенции" (его же), "Невеста под фатою..." (Российское соч.), "Игрок счастливый" (то же), "Любовное волшебство" (соч. кн. Долгорукова), "Бочар" (соч. Генша), "Американцы" (соч. Клушина), "Владисан" (неизвестного автора), "Странная предприимчивость..." (соч. Глинки) и "Золотое яблоко" (соч. И. Иванова) — последняя вещь Ф., шедшая на сцене уже после его смерти, в 1804 г. Большинство из перечисленных опер, комических по содержанию, являются операми декламационными и "по незатейливому и слишком поверхностному складу музыки — по словам Норкова — далеко не подходят к современным нам требованиям искусства"; в некоторых из них еще сильно заметно и влияние западноевропейской оперы того времени, но вместе с тем везде уже сказывается и стремление выйти на самостоятельную дорогу, придать музыке национальную окраску.

В техническом отношении выше других стоит опера "Американцы". В. Чешихин, "История русской оперы", СПб., 1906 г., гл. I. — И. Ф. Горбунов, "Очерк по истории русского театра", СПб., 1902 г. — В. Михневич, "Очерк истории музыки в России", СПб., 1879 г., стр. 242—244, 249. — Морков, "Исторический очерк русской оперы", СПб., 1862 г., стр. 33—36. — Л. А. Сакетти, "Очерк всеобщей истории музыки", СПб. и М., 1903 г., стр. 401—402. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 28, стр. 693 (статья о русской музыке Булича) и т. 82, стр. 948. А. Г. {Половцов} Фомин, Евстигней Ипатович — известный композитор 18-го века, род. 5 августа 1741 в СПб., ум. в апреле 1800 там же. Происходил из дворовых; был зачислен воспитанником Имп. Академии Художеств, но затем был послан для обучения музыке в Италию (болонская академия музыки).

К 70-м годам Ф. был уже в России.

Некоторое время он был капельмейстером частного театра Медокса в Москве; затем был назначен "профессором музыки" несостоявшейся музыкальной академии при несостоявшемся университете в Екатеринославе (см. Хандошкин) и в этом звании 1797 принят был на службу в СПб. Имп. оперу "к должности российской труппы, чтобы выучивать ему актеров и актрис... також, что потребно будет, переменять в музыке; сверх сего, должен он учить пению учеников и учениц в школах и т. д." (на жалованье 720 руб. в год). Через три года Ф. скончался.

Известнейшая из его опер "Мельник колдун, обманщик и сват" (на текст Аблесимова, вновь изд. 1895 Юргенсоном) в первый раз шла 1779 в Москве, в театре Медокса и имела огромный успех. Она не сходила с репертуара столичных и провинциальных театров еще и в начале 19-го в. Эта опера — не что иное, как Singspiel, со вставными музык. номерами в том условном русском жанре, который долго культивировался и позднее (вплоть до Алябьева и Варламова).

Русские мелодии (иногда народные) применялись Ф. и в некоторых других его операх, из коих позднейшие изобличают руку более опытного композитора (в стиле Чимарозы), чем первые.

Большой успех имела еще "Анюта" (1772, либретто Попова).

Другие оперы (все с разговорами): "Добрая девка" (1777), "Перерождение" (Москва, 1777), "Опекун профессор, или Любовь сильнее красноречия" (Москва, 1784), "Новгородский богатырь Василий Боеславич" (либретто Екатерины II, 1786, Эрмитаж), "Вечеринки" (1788), "Колдун, ворожея и сваха" (1791), "Американцы" (1800, либретто Клушина, 1895 изд. Юргенсоном), "Клорида и Милон" (1800, либретто Капниста).

Опера "Федул с детьми", приписанная "Архивом Имп. Театров" Ф., написана Пашкевичем и Мартином (как обозначено на рукописи; см. также "Записки" Храповицкого).

См. Светлов "Русская опера в 18-м в." ("Ежегодник Имп. Театров", 1897—98, прил. 2); Кашкин, "Из истории русской оперы" ("Русские Ведомости", 1895, №№ 237, 251, 259). {Риман} Фомин, Евстигней Ипатович (1761—1800) — композитор, из крепостных; яркий представитель плеяды русских выучеников итальянских мастеров, в творчестве которых, несмотря на сильнейшие итальянские влияния и дворянско-"пейзанский" сентиментализм, отчетливо наметились тенденции создания русского национально-музыкального стиля (широкое использование крестьянской песни, обращение к национальной сюжетике).

Фомин учился в муз. классе Академии художеств, по окончании которой (1782) был командирован в Болонскую филармоническую академию, где и завершил (1785) у padre Мартини свое музыкальное образование.

Написал ряд комических опер ("Новгородский богатырь Боеславович", "Ямщики на поставе", "Американцы" и др.) и несколько духовно-музыкальных произведений.

Широкую популярность приобрела капитальная редакция Ф. оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" (текст Аблесимова, музыкальные номера Соколовского), долгое время приписывавшейся целиком Ф. Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, М.—Л., 1929, т. II, стр. 218—31; Музыка и музыкальный быт старой России (сб. ст.), изд. "Асаdemia", Л., 1927. Фомин, Евстигней Ипатович (род. 16.VIII.1761 в Петербурге, ум. в апреле 1800 там же) — рус. композитор, дирижер, педагог.

С 6 лет занимался в муз. классе Академии художеств (по композиции у Г. Раупаха, Ф. Capтори). Закончив в 1782 академию с отличием, был направлен для усовершенствования в Болонью, где занимался 3 года у Дж. Мартини и С. Маттеи.

В 1785 избран чл. Болонской филармонической академии, в 1786 вернулся в Россию.

В 1797 получил назначение в Петербургскую театральную дирекцию "репетитором оперных партий" (концертмейстером) и вокальным педагогом.

Сведения о жизни и творчестве Ф. скудны.

Значит. часть его произв. осталась неизвестной, напр. соч., созданные в Болонье.

Творчество Ф., крупного, самобытного художника, зрелого мастера, одного из создателей бытовой оперы на национально-русские сюжеты (с использованием народно-песенных интонаций), отличается смелостью творческих исканий, разнообразием оперных жанров своего времени.

Соч.: опера "Новгородский богатырь Боеславич" (1786), комич. оперы "Ямщики на подставе" (1787), "Американцы" (соч. 1788, пост. 1800), "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица" (1788, не сохран.), "Колдун, ворожея и сваха" (1791, не сохран.), мелодрама "Орфей и Эвридика" (1792), "Клорида и Милон" (не сохран.), опера-балет "Золотое яблоко" (1803), обр. комич. оперы М. Соколовского "Мельник — колдун, обманщик и сват" (1792); хоры к трагедиям "Владисан" Я. Княжнина и "Ярополк и Олег" В. Озерова.