Фотий митрополит киевский и всея Руси

— митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель.

Ф. был родом из Пелопоннеса.

Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита.

Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием.

Однако Ф. удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков.

Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания.

Из другого сохранившегося послания к вел. князю (напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры.

В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому.

Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию.

Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Ф. явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву.

В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (см.). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков — в "Актах истор.", I, 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правление Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см.). После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству.

Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства.

Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом.

Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182), на Сретение Господне (в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453), в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1); три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180); послание в псковской Снетогорский м-рь (напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46); послание к препод.

Павлу Обнорскому (в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви получило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого).

Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью.

В поучениях Ф. цитуются Василий Велик., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. прот. Горский, "Ф., митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852); А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Ф., митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892); епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18—20, 23—27); Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900). {Брокгауз} Фотий, митрополит Киевский и всея Руси — святитель, митрополит Киевский и всея Руси. † 1431, память 27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

По происхождению грек. Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес).

Чувствуя влечение к уединенной жизни, еще отроком удалился в монастырь к старцу Акакию.

В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником.

В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита.

В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397—1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского. 2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита. 1 сентября 1409 года митрополит Фотий прибыл в Киев, где пробыл около полугода. 22 марта 1410 года он торжественно въехал в Москву.

Московскую Русь митрополит Фотий застал разоренной недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным и разворованным после смерти митрополита Киприана, и принялся за его восстановление.

В двух грамотах великому князю Василию Дмитриевичу Фотий упрекал его за то, что тот "церковь Божию уничижил... насилствуя, взимая неподобающая", ставил ему в пример Византийских императоров и князей-предков, в том числе отца великого князя, Дмитрия Донского.

Фотий просил князя вернуть Церкви то, что было дано ей его прародителями, и утвердить эти ее права "благочестивым списанием". Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей.

Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать "девок менша двунацати лет", участников поединков ("поля") велит рассматривать как самоубийц и душегубов.

То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник.

Летом 1411 года митрополит Фотий предпринял поездку во Владимир и едва не был захвачен там напавшими 3 июля на город татарскими отрядами царевича Талыча, действовавшими совместно с отрядом нижегородского князя Даниила Борисовича под руководством воеводы Семена Карамышева.

Митрополит Фотий случайно спасся, удалившись накануне набега в митрополичью волость Сенеж на Святом озере и скрывшись затем от погони в лесах. Не сумев захватить митрополита, озлобленные татары подвергли разграблению Владимир, и особенно Успенский кафедральный собор. Спутник владыки Фотия монах Патрикий был замучен во Владимирском Успенском соборе.

В ознаменование спасения митрополит Фотий основал на лесном берегу церковь Рождества Богородицы.

В 1411 (или 1414) году при посредничестве митрополита Фотия был заключен брак между десятилетней дочерью Московского великого князя Анной и наследником Византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. О том, что Церковь придавала этой связи большое значение, свидетельствует шитье на одном из двух сохранившихся саккосов митрополита Фотия (хранится в кремлевской Оружейной палате).

На каждом из них вышит по-гречески текст Символа веры; но на одном, кроме того, изображены по одну сторону великие князья и княгиня — Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна, по другую — ИоаннУШ Палеолог со своей первой женой, русской княжной Анной (саккос датируется временем до 1417 года, когда Анна в эпидемию умерла), а между ними — трое виленских мучеников: Антоний, Евстафий и Иоанн, убитые в 1347 году князем Ольгердом и канонизированные в 1374 году патриархом Филофеем.

Есть на саккосе и шитое изображение самого митрополита Фотия. Очевидно, при посредничестве митрополита Фотия был заключен в 1412 году союз Московского, Тверского и Литовского великих князей.

Однако же как династические связи с Византией, так и единство русской митрополии оказались при митрополите Фотий нарушенными.

В 1411— 1412 годах митрополиту Фотию еще удалось беспрепятственно посетить Литву: 8 сентября 1411 года в Луцке он поставил на Туров епископом Евфимия, в 1412 году был в Галиче.

Но вскоре за тем какие-то люди постарались наговорами поссорить с митрополитом Фотием сначала великого князя Московского Василия Дмитриевича, а затем, бежав в Литву, и великого князя Литовского Витовта.

В Литве в 1412 году стали притеснять православных в русских областях, соседних с Польшей, а католикам с 1413 года предоставлены исключительные права. Наряду с этим в 1414 году возникло движение за отделение от Москвы литовской части Киевской митрополии.

В 1415 году, после отказа Константинопольского патриарха князю Витовту в просьбе об учреждении самостоятельной митрополичей кафедры для Литовского княжества, Собор литовско-русских епископов, по приказанию князя Витовта, избрал своего самостоятельного митрополита.

Попытка митрополита Фотия предупредить это избрание окончилось для него плачевно — при поездке в Литву он был ограблен, а наместники его изгнаны.

Произошло разделение Всероссийской митрополии.

Но отдельное существование Литовской митрополии продолжалось недолго.

В 1419 году Литовский митрополит Григорий (Цамблак) скончался, и князь Витовт решил воссоединить подчиненную ему часть Русской Православной Церкви с великорусской, митрополит Фотий вновь стал на деле митрополитом Киевским и всея Руси. По этому поводу он написал послание к литовским православным (ДАИ, № 183). В 1420—1421 годах он ездил в Литву с послами императора (грек Филантропен) и патриарха, крестил в Слуцке сына князя Олелька (Александра) Владимировича Семена и побывал в Мозыре, Галиче, Львове, Владимире-Волынском, Вильне, Друтске, Тетерине, Мстиславле и Смоленске.

В 1423 году митрополит Фотий ездил "наперед великиа княгини Софьи" к ее отцу Витовту в Смоленск.

Мудрый и высокообразованный пастырь, митрополит Фотий оставил много поучений и посланий.

Большое богословское значение имели его обличения возникшей в Пскове еще до его правления ереси стригольников.

Он писал, что надо "благоуветне" возводить "от помрачениа в прозрение" их духовные очи, а если они будут очень упорствовать, то и "нужами", только, предупреждает он, "кровь и смерть да не будуть на таковых, но инако всяко, и заточенми приводите тех в познание, да не погибнуть, ни снидуть во ад в помрачении своем". О том, чтобы не предавали еретиков смерти, митрополит Фотий просит и в другой грамоте, от 23 сентября 1427 года. Усилиями мудрого святителя ересь была пресечена в 1427 году. За год до смерти митрополит Фотий был удостоен видения Ангела, который сообщил ему, что ему дается "седмица" для рассмотрения жизни и "управления паствы". После этого митрополит Фотий написал Духовную грамоту, в которой говорит о своей жизни, об испытанных бедствиях, о предвещающих смерть болезнях, всех прощает и благословляет (кроме тех священников, которых "по правилом от священства возбранил") и, наконец, поручает князю и его потомству охранять с трудом восстановленное им церковное имущество "от злата, и сребра, и жемчугу, и камениа, и сосуды сребряныя, и земли, и воды" и наказывает ничем не обижать его бояр, чернецов и слуг. Митрополит Фотий оставил после себя необыкновенно большое по сравнению с предшественниками и преемниками литературно-учительное наследие.

Всего его именем надписывается тридцать пять грамот и поучений.

В XVI веке шестнадцать поучений митрополита Фотия и его Духовная грамота под общим названием "Книга, глаголемая Фотиос" были включены митрополитом Макарием († 1563, память 30 декабря/12 января) в Великие Минеи Четий под 31 декабря.

Скончался митрополит Фотий 2 июля 1431 года. Погребен в Московском Успенском соборе рядом с митрополитом Киприаном.

В 1472 году, при перестройке собора, его прах вместе с останками других похороненных там митрополитов был вынут из гроба, причем его обрели "цела суща не всего, едины ноги толико в теле", в 1475 году перенесли в церковь преподобного Иоанна Лествичника, а в 1479 году — вновь в выстроенный Успенский собор с торжественным молебном, совершенным митрополитом Геронтием († 1489, память в Соборе Московских святых) с сонмом епископов, прибывших в Москву, и всем духовенством Москвы.

Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы.

Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 годов. Труды: Поучения о достоинстве священства и обязанностях его, с догматическими мыслями о священстве, об евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875. — Т. 1. № 181, с. 180—183. Поучение на праздник Благовещения — о достоинстве христианского храма // Там же. — Т. 1. № 182. Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях // Там же. Два поучения печерским инокам — об обязанностях иноков // Там же. Не изданы: На Сретение Господне.

В Неделю мясопустную — о страшном суде. В Неделю Православия — о посте. В Неделю блудного сына — о долготерпении Божием.

Поучения во время бездождия (два). Поучения во время язвы (два). Послание в Печерскую Лавру о житии преподобных Антония и Феодосия. 13 посланий митрополита Фотия // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841 — 1842. — Т. 1, № 19—23, 26, 30, 33—35, 256, 257. Окружное послание "О нынешнем новом разрушении и мятежи церковнем" // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1842. — Т. 1—5. — Т. 1., № 19. Духовное завещание Фотия // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 6, с. 144—148. Литература: Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 208—220, прим. 51. Невоструев К. Монограмма Всероссийского митрополита Фотия. — М., Изд. Общества древнерусского искусства. — 1866, с. 175 и 181. Кротков.

Плащаница всероссийского митрополита Фотия. — 1864. Филимонов г. Д. Иконные портреты на большом саккосе Фотия митрополита // Вестник Общества древне-русского искусства. — М., 1876. Павлов А. С. Первоначальный славяно-русский номоканон. — Одесса, 1869, с. 11—12, а также // Ученые записки Императорского Казанского университета. — 1869. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. — СПб., 1882—1884, ч. 1. Евгений (Болховитинов), митрополит.

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. — СПб., 1827. — Т. 2. Шевырев С. П. История русской словесности, преимущественно древней: в 4 ч. — М., 1845— 1860. — Ч. 3. Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы // Под ред. Бычкова. — СПб., 1882, с. 278—287. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 53. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 47, 75,172. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, июль. Поселянин Е Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина. — СПб., б. г., приложение к журналу "Русский паломник", 1908, июль, с. 5. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 86, 87,104, 380, 385. Димитрий (Самбикин), архиепископ.

Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892— 1902; 1899. — Вып. 9, ч. 2, май, с. 167—168; 1901, вып. 11, июль, с. 6—11. Горский А. В. Фотий, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844— 1891; 1852, ч. 2, с. 206—221. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. 1, с. 1052, 1053, 1255, 1258, 1259, 1271, 1272, 1273,1275,1276,1277 и др. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.

Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. — М., 1888, с. 89—94. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.

Очерки из истории Православной Церкви и древнего благочестия на Волыни... — Житомир, 1878, с. 107— 112. Антоний (Вадковский), епископ.

О поучении Фотия, митрополита Киевского и всея Руси // Православный собеседник. — Казань, 1875. — Ч. 2, с. 284—315; ч. 3, с. 57—86. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — Киев, 1900, с. 31. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 228. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. — СПб., 1889—1891. Николаевский.

Русская проповедь в XV и XVI вв. // Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1868, № 2 и 4. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд. — СПб., 1882. — Т. 2. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 575—578. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 85, 108,191, 351, 426, 559. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 5. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 437. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 100—103. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 522, 525, 531. Сергий (Спасский), архиепископ.

Верный месяцеслов всех русских святых. — М., 1903, с. 23. Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 3, с. 265. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 518. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. — 1896, с. 46. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 1-е изд. — СПб., 1836. Русский сводный иконописный подлинник XVIII века // Вестник Общества древне-русского искусства. — М., 1876. Самарские епархиальные ведомости. — 1876, № 17, с. 345. Русская старина. — СПб., 1879, апрель, с. 731, 735. Исторический вестник. — СПб., 1885, декабрь, с. 35. — 1886, июнь, с. 616—617. Православный собеседник. — Казань, 1860, август, с. 455—473; сентябрь, с. 97—112; октябрь, с. 222; ноябрь, с. 357—366; декабрь, с. 481—500. — 1866, февраль, с. 88—103. — июнь, с. 83. — 1860, март, с. 284—315. Журнал Московской Патриархии. — М., 1951, № 10, с. 39. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 1574, 2259. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 36 (кн. 71), с. 394—396. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 21, с. 203—205. Минея май.- М., 1987. — Ч. 3, с. 229. Минея июль. — М., 1988. — Ч. 1, с. 109—110. Прохоров г. М. Фотий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1989. — Вып. 2, ч. 2, с. 475—484.