Фрид Григорий Самуилович

род. 22 сент. 1915 в Петрограде.

Композитор.

Засл. деят. иск. РСФСР (1986), В 1939 окончил Моск. конс. по кл. композиции В. Я. Шебалина (ранее занимался у Г. И. Литинского), в 1948—аспирантуру (рук. В. Я. Шебалин).

В 1936—1939 преподаватель Нац. студии при Моск. конс. Участник Великой Отечественной войны. В 1947—1961 преподаватель кл. сочинения Муз. училища при Моск. конс. Соч.: монооперы — Дневник Анны Франк (для голоса и кам. орк., либр. собств., Москва, ВДК, 1969), Письма Ван-Гога (для голоса и кам. ансамбля, Москва, ВДК, 1975); для солистов и симф. орк. — сюита "Прогулки по Москве" (сл. О. Высотской, 1951); для симф. орк. — увертюры: I (1936), II (1950), III (1961), Пьеса (1939), симфонии: I (1939), II (Лирическая, 1955), сюиты: Северное сияние (1946), Календарь природы (по М. Пришвину, 1947), Круглый год (по мотивам С. Маршака, 1951), Веселая сюита (1954), Три марша (дет., 1947), Симфониетта (1951), Рапсодия на словацкие и моравские темы (1956), Праздничная увертюра (1957), поэма "На берегах Чепцы" (памяти В. Короленко, 1959), картины "Заре навстречу" (рассказы о революционном прошлом, 1960); для скр. и симф. оpк. — Концертная фантазия (1955); для альта и симф. оpк. — Концерт (1967); для альта, ф-п. и струн. инстр. — Концерт (1981); для тромбона и оpк. — Концерт (1968); для струн. орк. с литавр ам и — Симфония № 3 (1964); для хора и кам. орк. — цикл "Радуга" (сл. С. Галкина, 1963); для хора и орк. нар. инстр. — кантата "Земля моя" (сл. А. Прокофьева, Я. Купалы, 1961); для орк. нар. инстр. — сюиты: Белорусская (1943), Русская (1951), Сказы (по мотивам П. Бажова, 1948), По родной стране (1952), Лес шумит (по В. Короленко, 1961), Симфония (1950), Приветственная увертюра (1952), Чешская полька (1953), Незатейливые пьесы (1963), Четыре оркестровые картины (1970); для струн. квартета — квартеты: I (1936), II (1947), III (1949), IV (1958), V (1977), Прелюдия и фуга (1940), Шесть пьес (1972); для 3-х кларнетов — Соната (1974); для струн. квартета и ф-п. — Квинтет (1981); для солирующего альта, 2-х скр., влч. и ф-п. — квинтет "Федра" (1985); для скр. и ф-п. — сонаты: I (1946), II (1964), III (1968), цикл "Календарь природы" (10 пьес, 1948), Десять пьес для начинающих и для старших классов музыкальной школы (1963), Дивертисмент (1969); для альта и ф-п. — сонаты: I (1971), II (Федра, 1985); для влч. и ф-п. — сонаты: I (1951), II (1957), Ария (1952), Ария и интермеццо (1962), Восемь пьес для начинающих и для старших классов музыкальной школы (1963), Фантазия (1982); для флейты и ф-п. — Сонатина (1952), Романс (1963); для кларнета и ф-п. — сонаты: I (1966), II (1971), III (1982); для гобоя и ф-п. — Сонатина (1949), Соната (1971); для трубы и ф-п. — Концертная фантазия на темы трех песен народов Западной Украины (1963); для 2-х ф-п. — Соната (1985); для ф-п. — Токката (1935), Вариации (1937), Круглый год (12 пьес, 1951), Детский альбом (1961), Инвенции (1962), Венгерский альбом (14 пьес, 1966), Сонатина (1971), сонаты: I (1973), II (1974); для 2-х голосов, ф-п., кларнета, влч. и ударных инстр. — цикл "Поэзия" (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1973); для орк. нар. инстр. — три поэмы "Ладога" (1987); для голоса и ф-п. — Шесть романсов на cл. А. Пушкина (1949), Семь романсов на cл. армянских поэтов (1949), Пять сонетов У. Шекспира (1959), Четыре романса на cл. С. Маршака (1961), цикл "Тюремный дневник" (сл. Хо Ши Мина, 1962), Четыре хора на cл. И. Никитина, И. Сурикова, В. Жуковского, Л. Мея (1951), Семь хоров на cл. русских поэтов (1953), Три хора на cл. русских поэтов (1953), цикл "Перед бурей" (сл. Я. Купалы, М. Михайлова, И. Мятлева, 1958), пять песен на стихи Л. Камоэнса "Зима" (1985); песни на cл. сов. поэтов; музыка к радиопостановкам для детей и юношества (свыше 30), в т. ч. "Хозяйка медной горы" П. Бажова (1948), "Королевство кривых зеркал" В. Губарева (1951), "Братья Лю" (народная сказка, 1952), "Пляшущие человечки" А. Конан Дойля (1970); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Правда — хорошо, а счастье лучше" А. Островского (Москва, Малый т-р, 1965), "Лес" А. Островского (там же, 1975), "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева (Москва, ЦТСА, 1972), "Васса Железнова" М. Горького (там же, 1976), "Мамуре" Ж. Сармана (Москва, Малый т-р, 1979), "Долгожданный" А. Салынского (Москва, Т-р им. В. Маяковского, 1976), "Незрелая малина" И. Губача (Москва, Малый т-р, 1983), "Федра" Ж. Расина (там же, 1985), "Человек, который смеется" (там же, 1986); музыка к кинофильмам, в т. ч. "Ленин в Париже" (1981), "Берег его жизни" (о Миклухо-Маклае, 1984). Лит. соч.: Музыка — общение — судьба. — М., 1987.