Фридерици Иван Павлович

(или Фридриц) — гравер на меди, род. в 1802 (1803) г. умер в 1860-х годах. Сын недостаточных родителей польского происхождения, он обучался в Имп. Академии Художеств с 1815 г., на счет барона А. Ф. Корфа, и был любимым учеником проф. Н. И. Уткина, который помогал ему в его портретных работах.

Отличаясь "слабым характером", по отметке в отчете Акад. Худож. за 1822—1823 г., он получил однако в 1824 г. золотую медаль на счет Общества поощрения художеств за портрет Бантыша-Каменского, гравированный им одновременно с портретом С. И. Миницкого и Н. С. Семеновой.

Кроме того, им были исполнены портреты Рафаэля, с рисунка Дубровина, и Микель-Анджело, с рисунка Михайлова, — для "Журнала Изящных Искусств" В. И. Григоровича 1823 г.; И. А. Крылова, с рисунка П. Оленина, — для издания "Басен" 1825 г., имп. Александры Феодоровны — для "Невского Альманаха" 1826 г. и "Садовника", с оригинала Кипренского, — для "Северных Цветов" 1826 г.; Ф. В. Булгарина — для его "Сочинений" 1828 г.; Н. И. Хмельницкого — для его "Театра" 1829 г.; И. К. Кайданова (с собств. акварели) — для его "Краткого изложения дипломатии" 1833 г., и Наполеона-Бонапарте — для его "Жизни, сочин. де Шаплета", тоже 1833 г., а также заглавные виньетки к книгам: "Гильом Чистосердечный", де Шаплета, 1827 г.; "Опыт русской анфологии", 1828 г.; "Стихотворения М. Лобанова", с рис. А. Нотбека, и "Торговый Адресный Календарь", 1836 г., с рисунка И. Иванова; наконец, "Фасад Академическому дому" (по чертежу Орлова).

Помимо гравирования, Ф. занимался еще и литографированием, исполнив на камне портреты: ген.-лейт. А. А. Вельяминова, кн. А. Д. Меньшикова, ген. от инфантерии князя Цицианова, — для литографии Тюлева, где печаталась "Отечественная портретная галерея знаменитых особ в Российской Империи от начала ХVIII в. до нашего времени", — и И. Л. Голенищева-Кутузова (с оригин.

Левицкого), Д. М. Княжевича (с оригин.

Крюгера), гр. Паскевича-Эриванского, С. П. Тюрина, — для литографии Гельбаха, равно как две картинки: "Боонгарее-Мотора, начальник Бракел-Байской орды, и его жена" (рис. П. Михайлова) и "Женщина, бегущая по парку, и кавалер, стоящий за кустами". Затем, шесть акварельных портретов его работы находились на Академической выставке 1839 г. Спившись с круга, он не мог более работать.

Д. Ровинский: "Подробный словарь русск. граверов", 1895 г., т. II. — В Архиве Имп. Ак. Худож., дело 1818 г., № 58 (по стар. нумер.). — "Указат. выст. в Имп. Ак. Худож.", 1833 и 1839 гг. Н. С. {Половцов}