Габель Станислав Иванович - Биография

Габель Станислав Иванович

— преподаватель пения; родился в 1849 г.; получил музыкальное образование в консерваториях Парижской и Петербургской, профессором которой он состоит в настоящее время. Автор многих вокальных и инструментальных сочинений, из которых наиболее известны его романсы.

М. П. {Брокгауз} Габель, Станислав Иванович — преподаватель пения; род. 1849 в Киевской губ. Музыкальное образование получил сперва в варшавской консерватории (1866—68), затем изучал пение в Милане, Париже (3 года у Лаблаша-сына) и наконец в СПб. консерватории (1875—79) у Эверарди.

По окончании консерватории Г. сделался помощником Эверарди по классу преподавания пения и впоследствии сам возведен был в звание профессора, причем ему же поручено было заведование оперным классом.

Редактировал собрание арий и романсов под заглавием "Репертуар певиц и певцов" (100 №№). {Риман} Габель, Станислав Иванович [25.4(7.5). 1849, Дудари, ныне Киев. обл. — 24.1.1924, Петроград] — арт. оперы (бас-кантанте), камерный певец, режиссер и педагог.

Засл. арт. Республики (1923). Род. в семье драгунского полковника — страстного любителя музыки, игравшего на многих инструментах и устраивавшего в своем киев. доме камерные концерты.

С девяти лет обучался игре на ф-п. Окончив киев. гимназию (где занимался музыкой и пением), в 1866—70 учился в Варшав. муз. ин-те (кл. ф-п. Ю. Яноша и Р. Стробля, с 1868 кл. пения. Ф. Чиаффеи, по теории музыки — У С. Монюшко).

В 1870—73 совершенствовался по вокалу в Милане и Париже (у Лаблаша-сына). Вернувшись в 1874 в Россию, выступал в концертах как певец и пианист.

В том же году на киев. сцене исп. роль Пацюка ("Рождественская ночь"). В 1875—79 продолжил вокальное образование в Петерб. конс. (кл. К. Эверарди), по окончании к-рой остался преподавать здесь же в качестве помощника своего учителя.

В консерваторские годы пел в укр, концертах хора петерб. студентов и в славянских концертах в зале петерб. "Соляного городка". Будучи преподавателем конс., нек-рое время (до 1882) пел в концертах (в 1881 исп. сольную партию в Реквиеме Дж. Верди п/у Э. Пуфгольда в Павловском вокзале) и выступал на частных оперных сценах Петербурга — в Клубе художников и в Муз.-драм. кружке, где был 1-м исп. партий Светлейшего и Пана Головы ("Вакула кузнец"), Кау-Цинга ("Сын мандарина"). Партнеры: В. Алейников, П. Лодий, О. Скальковская; в концертах — З. Греннинг-Вильде, М. Славина.

Певцу посвятили свои романсы Н. Римский-Корсаков ("Эхо") и В. Орлов ("Восточный цветок", 1896). В 1894 работал репетитором в петерб.

Мариинском т-ре. С 1884 начал самостоятельно преподавать в конс. (с 1886 проф., в 1911, по предложению А. Глазунова, засл. проф.), где работал до 1923: рук. кл. сольного пения, зав. оперным кл. (вместе с О. Палечеком).

Среди его постановок ученических спектаклей — "Фиделио", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан". В 1899 дирижировал премьерой оперы "Среди разбойников" A. Рубинштейна в Петербурге.

За 44 года пед. деят-сти воспитал блестящую плеяду рус. певцов.

Среди его учеников — Б. Амирджан, П. Андреев, О. Басманова, А. Боначич, А. Брагин, Д. Бухтояров, Б. Вепринский, М. Генджян. B. Грохольский, А. Ермаков, И. Ершов, С. Ильин, М. Инсарова, К. Исаченко, О. Камионский, М. Каракаш, Е. Карклинь, В. Касторский, Н. Кедров, В. Киселев, В. Кружилина, В. Куза, П. Курзнер, А. М. Лабинский, Л. Лавровский-Клюзнер, И. Левидов, М. Луначарский, А. Матвеев, А. А. Матова, С. Мигай, Г. Морской, Л. Новский, Н. Нолле, К. Петраускас, М. Резунов, Н. Сафонов, А. Секар-Рожанский, Э. Седльницкий, М. Софронов, Ш. Тальян/ П. Тихонов, И. Томарс, Б. Фрейдков, Р. Чаров, А. Чернов, Н. Чистяков.

Имеется портрет певца худож. Егорнова — в ЛГК. Соч.: романсы (СПб., 1881) — Сосна, Сл. М. Лермонтова;

Мой гений ("О, память сердца"). Сл. К. Батюшкова;

Голос в лесу. Сл. А. Майкова;

Пахарь и цветок;

Зачем поблекли розы. Сл. из Гейне; Море воет, море стонет.

Сл. Д. Давыдова.

Сост. сб.: Репертуар певиц и певцов: Собрание арий, каватин и романсов из лучших классических и современных произведений... 11 выпусков.

Вып. I—V (сопрано), VI—VII (меццо-сопрано), VIII, IX (тенор), X (баритон), XI (бас). — СПб., М., (1888—1890). Лит.: С. И. Габель // Нива. 1904. № 49. С. 983; 25-летний юбилей профессора С. И. Габеля // РМГ. 1904. № 46; Русский театр. /Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 15; Ф. [индейзен] Н. Профессор С. И. Габель // РМГ. 1912. № 50. Стлб. 1098—1101; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 277 — 278, 385, 425—426; Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 177—178.