Гайденко Пиама Павловна

(р. 30.01.1934) — спец. по истории филос., науки и культуры; д-р филос. наук. Род. в с. Николаевка Донецкой обл. В 1957 окончила филос. ф-т. МГУ, в 1962 — асп. там же. Канд. дисс. — "Философия истории М.Хайдеггера" (1962). Работала на кафедре истории заруб. филос. филос. ф-та МГУ: асс., ст. преп. Занималась преимущественно историей новой филос., особенно нем. идеализмом, а также совр. заруб. филос. По этой тематике опубликовала ряд работ, в т.ч. кн. "Экзистенциализм и проблемы культуры" (1963), статьи "Философия истории М.Хайдеггера и судьба буржуазного романтизма" (ВФ. 1962. № 6), "Проблема интенциональности у Гуссерля и категория трансценден-ции в экзистенциализме" ("Современный экзистенциализм". 1966. № 7), "Философия искусства Хайдеггера" ("Вопросы литературы". 1969. № 7), "Философия культуры Ясперса" (Там же. 1972. № 9), а также ряд статей для "ФЭ" и "БСЭ". В этот период в центре внимания Г. проблемы человека, истории и культуры.

Иссл. экзист. филос. приводит ее к убеждению, что историк филос. не может ограничиваться лишь историей проблем, но обязательно должен увидеть судьбы живых людей прошлого, для к-рых та или иная проблема оборачивается судьбой.

Отношение к истории мысли как к драме идей и человеческой драме требует специфического жанра иссл. — своего рода филос. биографии.

В этом именно жанре написана кн. Г. "Трагедия эстетизма.

К характеристике миросозерцания С.Киркегора" (1970). В 1967 перешла на работу в Ин-т междунар. рабочего движения АН СССР (ст. н.с), в 1969 — в ИИЕТ АН СССР, где работала в секторе общих проблем развития науки ст. н.с, с 1986 — зав. сектором.

Размышления над вопросами, поставленными в совр. филос. жизни и в экзистенциализме, особенно у Хайдеггера,— о судьбе зап. цивилизации, о специфическом характере ментальнос-ти, определяющей лицо совр. индустриального об-ва, сформировали интерес Г. к рациональности и к ее важнейшему источнику — новоевроп. науке. Интерес к ист. трансформации рациональности, к ее ист.-культурным типам нашел свое выражение, с одной стороны, в изучении этой проблемы, как она ставилась в нем. идеализме (кн. "Философия Фихте и современность". 1979), в неокантианстве Марбургской школы (Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы // Кант и кантианство.

М., 1978), в социол.

Макса Вебера (кн. "История и рациональность", написанная в соавт., 1991), в феноменологии Э.Гуссерля (Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э.Гуссерля // ВФ. 1992. № 7). С др. стороны, самостоятельному иссл. этой проблемы на материале истории науки посвящены две монографии Г.: "Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ" (1980) и "Эволюция понятия науки. XVII—XVIII вв." (1987). Здесь рассматриваются те трансформации, к-рым подверглись понятия науки и научности (а стало быть, научной рациональности) за более чем две тысячи лет. Как, когда и почему возникает такой исторически уникальный феномен, как европ. наука в античной Греции, как он трансформируется в лоне христ. культуры в средние века, а затем в эпоху Возрождения и особенно радикально в период научной революции XVII—XVHI вв., наконец, какие моменты научной рациональности остаются инвариантными при всех этих изменениях — вот проблемы, обсуждаемые в этих монографиях и примыкающих к ним статьях — "О философ-ско-теоретических предпосылках механики Галилея" (Историко-философский ежегодник. 1986), "Проблема рациональности на исходе XX века" (ВФ. 1991. № 6), "Христианство и генезис новоевропейского естествознания" ("Философско-религиозные истоки науки". М., 1997, и др.). Докт. дисс. — "Эволюция понятия науки с VI в. до н.э. по XVI в." (1982). В 1988 Г. перешла в ИФ АН СССР (РАН), где и работает зав. сектором "Исторические типы научного знания". На протяжении многих лет Г. занимается анализом как онтол. фундамента самого ист. процесса, так и методол. ист. познания.

В связи с этой темой возник ряд статей, посвященных анализу понятия времени.

Начиная с 70-х гг., Г. занималась также изучением отеч. филос. и опубликовала статьи, посвященные творч. К.Н.Леонтьева (Наперекор историческому процессу // Вопросы литературы. 1974. № 5), Л.М.Лопатина, Н.О.Лосского и С.Л.Франка (Диалектика теокосмического всеединства // Идеалистическая диалектика в XX в. М., 1987), В.С.Соловьева (Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл.Соловьева) // ВФ. 1998. № 5), П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева (Философия свободы Н.А.Бердяева // Новый журнал.

Н.-Й., 1991. № 184—185), П.Б.Струве (Под знаком меры // ВФ. 1992. № 12). Занимается переводами филос. классики: в ее переводе вышли работы Гегеля "Иенская реальная философия" (1970) и часть "Философии религии" (1977), а также статья М.Вебера "Наука как призвание и профессия" (1990). В центре иссл. посл. лет — проблемы онтологии (Прорыв к трансцендентному.

Новая онтология XX века. М., 1997; Бытие и разум // ВФ. 1997. № 7). В последние годы опубликовала след. работы: "История греческой философии в ее связи с наукой". Уч. пос. М., 2000; "История новоевропейской философии в ее связи с наукой". Уч. пос. М., 2000; Время и вечность: парадоксы континуума // ВФ. 2000. № 6. Г. избрана чл.-корр. РАН (2000).