Гедеон Замыцкий-Ильин

— епископ Вятский, сын причетника, обучался в Московской Академии, принял священство и был пресвитером Московского Успенского собора.

После смерти жены он "из священников при Синодальной ризнице" был в 1797 г. пострижен и назначен префектом Нижегородской семинарии и настоятелем Макариева Желтоводского монастыря с возведением в сан архимандрита.

В 1799 г. Гедеон был назначен ректором Нижегородской семинарии и архимандритом Нижегородского Печерского монастыря, а 19 июля 1802 г. был назначен архимандритом Воскресенского Ставропигиального, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. 20 августа 1805 года Гедеон был хиротонисан во епископа Вятского и 23 сентября прибыл в Вятку, где и оставался до самой смерти.

Гедеон умер 3 мая 1817 года и был погребен в Вятском "холодном" соборе.

По "общему" отзыву современников, Гедеон "характера был вспыльчивого, впрочем, гнев его всегда сопровождался особенной лаской и милостью к тем, которые подвергались оному"; несмотря на эту так называемую отходчивость Гедеона, на произвольные действия его не один раз поступали жалобы в Св. Синод. Гедеон любил "торжественность и благочиние в священнослужении и громогласное пение". Он построил крытый коридор между колокольней и собором, вызолотил главы на соборе, построил каменные дома для соборного причта и певчих; соборная ризница при нем обогатилась большим Евангелием и дорогой утварью.

Заботы Гедеона о нравственном преуспеянии паствы выразились в том, что он заставлял приходское духовенство, под страхом штрафов, говорить проповеди и заниматься начальным обучением детей прихожан.

Когда Министерство Народного Просвещения вздумало ставить препятствия развитию этих церковно-приходских школ, Гедеон с большой энергией сумел отстоять право духовенства на педагогическую деятельность среди прихожан.

Обширная Вятская епархия с ее многочисленным языческим или новокрещенным вотяцким населением давала простор для миссионерской деятельности епископа.

Но миссионерство в Вятской епархии при Гедеоне не сделало больших успехов.

Епархиальное начальство ограничивалось тем, что при получении донесения о каком-либо случае равнодушия к вере со стороны новокрещенов или совращения их в язычество "строжайше подтверждало" местному духовенству "при всяком благовременном случае укреплять своих прихожан в догматах христианской веры и благоразумно отклонять от прежних языческих суеверий", о совратителях же сообщало гражданским властям "для поступления с ними по законам". Гедеон даже ограничивал миссионерскую ревность приходского духовенства, предписывая, "дабы оно впредь не присоединяло идолопоклонников к Греко-Российской Церкви без воли местного епископа, кроме смертного случая". На торжественных актах семинаристы, научившиеся вотскому языку практически в родных селах, удивляли почетных посетителей произносимыми на вотском языке панегириками архиерею; но в семинарии этому языку не обучали, и в 1816 г. во всей епархии едва нашелся один экземпляр вотской грамматики, изданной в конце XVIII века Академией Наук. Только за несколько месяцев до своей смерти Гедеон возбудил вопрос о переиздании этой грамматики, да и то лишь потому, что в это время священник Кротов представил сочиненную им грамматику вотского языка и тем самым понудил вспомнить о существовании старой грамматики.

Вообще же Гедеон не слишком заботился о приращении своей паствы и, предпочитая обычное ровное течение епархиальной жизни тревогам и трудностям миссионерского дела, со спокойной совестью в официальных отчетах доносил Синоду, что в Вятской епархии "никаких суеверий не имеется". "Списки Архиереев", № 136; Строев, "Списки Иерархов", 611—612; "Вятские Епарх. Ведомости", 1865 г., № 17; Никитников Г., протоиерей, "Иерархия Вятской Епархии", 84—87; "Труды Вятской Архивной Комиссии", 1911 г., вып. I—II (П. Н. Луппов, "Христианство у Вотяков в первой половине XIX века"), стр. 6—14 (с портретом Гедеона).

В. Шереметевский. {Половцов}