Геннадий Беляев (епископ Пермский)

(в миру Григорий Васильевич) — старообрядческий епископ Пермский, происходил из крепостных крестьян Лысвенского завода княгини Бутера и родился в 1824—26 гг. По утверждению автобиографии, найденной у него при его аресте в 1862 г., уже в детстве он имел "прообразы" будущего епископства.

В это время он учился в заводской школе и ходил в православную церковь.

Из школы он вынес весьма ограниченные познания и, будучи впоследствии епископом, писал безграмотно "крупным ученическим почерком". 18-ти лет он тайком удалился с завода в Кунгурские леса "для богомыслия"и поселился в скиту у схимника Никиты.

После арестования Никиты Беляев ушел в Саратовскую губернию, где старообрядческий епископ Афанасий постриг его и посвятил в диакона.

Посланный Афанасием для пропаганды раскола в Оренбургскую губернию, Геннадий в 1854 г. был задержан в Белебее и присужден к заключению в арестантские роты, причем только в силу "милостивого" манифеста ему удалось избежать наказания плетьми. 14 сентября 1855 г. Геннадий из арестантских рот бежал в Кунгурские леса, причем объяснял свое освобождение вмешательством ангела, который снял с него 30-фунтовые кандалы и провел его через город в то время, когда "все были аки слепы". Из Кунгурских лесов Геннадий уехал в Хвалынский уезд к тому же старообрядческому епископу Афанасию, который 29 октября 1856 г. поставил его в пресвитеры, а 21 ноября того же года произвел в архимандриты. 9 января 1857 г. в Гуслицах (а по утверждению митрополита Московского Филарета — в Москве, в доме купчихи Ботневой) Геннадий был посвящен старообрядческим архиепископом Антонием в епископа Пермского.

Имея резиденцией Екатеринбург, Геннадий разъезжал по Приуралью, распространяя старообрядческое учение и ставя священников и диаконов.

В 1859 г. он был арестован и заключен в Кунгурскую тюрьму, откуда вскоре освободился, на этот раз, по его собственному признанию, без вмешательства уже небесных сил — благодаря взятке в 1000 руб., данной исправнику, согласившемуся на подмену епископа бродягой-раскольником.

Возобновившаяся на Урале деятельность Геннадия обратила на него неблагосклонное внимание местных духовных и светских властей, которые с ноября 1861 г. по декабрь 1862 г. принимали "всевозможные меры к поимке" Геннадия, пока наконец не захватили его в Екатеринбурге 6 декабря 1862 г. 5 апреля 1863 г. состоялось Высочайшее повеление о заключении Геннадия в тюрьму Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря "для увещания к оставлению раскольнических заблуждений". В тюрьме Геннадий сначала обнаруживал "закоренелость в расколе", но после 4-летнего тюремного заключения стал "надежды несколько подавать, делаемым ему внушениям кротко внимать, читать охотно книги духовного содержания и посещать богослужения". В конце 1869 г. Геннадий подал прошение о присоединении его к единоверию, и 3 августа 1870 г. состоялось Высочайшее повеление об освобождении его из Суздальской крепости для определения "в иноческом образе" в Московский Единоверческий монастырь.

Но уже через два месяца Геннадий "снова обнаружил признаки упорной расположенности к раскольническим заблуждениям" и был возвращен в тюрьму Спасо-Евфимиева монастыря.

Здесь он уже "держался упорно своих ложных убеждений, по поведению был вспыльчив, не всегда мирен и покорен". 8 сентября 1881 г. Геннадий вместе с другими содержавшимися в монастыре старообрядческими архиереями получил свободу и после "освидетельствования в способностях" через консилиум врачей 10-го сентября выбыл на жительство в Казань, причем по приобретенной на Урале привычке пытался вручить губернатору Судиенко "денежный пакет". Из Казани Геннадий переехал в Харьков, но по представлению местного православного епископа Амвросия 26 января 1884 г. был переведен на жительство в Виндаву.

Когда Геннадий самовольно уехал вместо Виндавы на Урал, состоялось Высочайшее повеление о заключении его снова в Суздальскую крепость.

Геннадий бежал в Австрию и там умер. "Истор. Вестник", т. XIV, 294—324 (статья А. Пругавина, "Суздальский узник") и т. XCIII, 448—457 (статья А. Пругавина, "Старообрядческие архиерей в Суздальской крепости"); Филарет, Митрополит Московский, "Собрание Мнений и Отзывов", V, ч. 2, 649—653; Савва, Архиеп.

Тверской, "Хроника моей жизни", VI, 507. В. Ш. {Половцов}