Гензельт Адольф Львович фон

— род. 12 мая 1814 в Швабахе (Бавария), ум. 10 октября 1889 в Вармбрунне (Силезия); замечательный пианист.

Музыке учился сначала у г-жи Фладт в Мюнхене, затем (1831, на королевскую стипендию) у Гуммеля в Веймаре, которого через 8 месяцев бросил и некоторое время у Гальма (фп.) и Зехтера (теория) в Вене, где пробыл несколько лет и по окончании занятий.

Независимо от своих учителей, Г. выработал свою собственную манеру игры, несколько сходную с листовской, но основанную на более строгом legato (отчасти влияние Гуммеля).

Он придавал огромное значение тому, чтобы кисть во время игры была неподвижна и напряжена; при такой системе необходима особая растяжимость пальцев, чего Г. достигал при помощи самых разнообразных и утонченных специальных упражнений.

У него был замечательно мягкий удар, способный однако и к forte, и необыкновенно изящная техника.

Игру Г. чрезвычайно высоко ставили такие знатоки, как Лист, Шуман, Рубинштейн, Первое свое концертное путешествие Г. предпринял в 1836 (Берлин); он концертировал также с блестящим успехом в Дрездене, Лейпциге, Вене и др. В 1837 Г. женился и в 1838 переехал в СПб., где два его концерта имели такой успех, что он получил звание камер-виртуоза, приглашен был преподавать игру на фп. в царской семье и назначен был инспектором преподавания музыки во всех русских женских учебных заведениях.

Впоследствии он преподавал музыку также в училище правоведения.

В СПб. Г. больше никогда не выступал публично (кроме 1857) и посвятил себя исключительно педагогическую деятельности и композиции; впрочем, он не переставал работать и над своей фортепианной техникой и в свободные минуты почти не расставался с немой клавиатурой.

Приемы игры и преподавания Г. были слишком индивидуальны, слишком зависели от особенностей его личного дарования и оттого не могли создать школы; своих учеников он воспитывал главным образом на Вебере и Бетховене, отчасти на Шумане и Шопене.

В 1888 в СПб. торжественно отпраздновано было 50-летие деятельности Г. Почти все сочинения Г. написаны для фп. Оригинальных композиций у него больше 40 opus''ов: фортепианный концерт F-moll; 12 концертных этюдов op. 2, ("Orage", "Si oiseau" и др.); 12 салон. этюдов (op. 5.); "Poeme d''amour" op. 3; "Rapsodie" op. 4; "Fruhlingslied" op. 15; "Ballade" op. 31; 4 impromptus; множество романсов для фп., вальсы, ноктюрны (op. 13, 10 пьес); трио для фп., скрипки и виолончели (op. 24) и др. сочинения.

Из множества всяческих переложений для фп. особенно известны концертные транскрипции увертюр Вебера (Фрейшютц, Оберон, Эврианта) и Бетховена (Кориолан, Эгмонт), переложения арий и хоров Вебера (op. 19), русских романсов (большей частью разных дилетантов-аристократов) и др. Для педагогической надобностей Г. изданы были (с примечаниями, аппликат. и знаками исполнения) лучшие сонаты Бетховена, избранные фортепианные сочинения Вебера (с вариантами), пьесы Гуммеля, Мендельсона, Шопена; фортепианные этюды Бертини, Крамера и Мошелеса (к которым Г. написал также партию 2-го фп.) и очень распространенные в свое время Exercices preparatoires. На творчестве Г., не лишенном оригинальных черт, заметно влияние Вебера и позднейших романтиков — Мендельсона, Шумана, Шопена; сочинения его нередко имеют программный оттенок.

Они элегантны, колоритны и в чисто фортепианном отношении разработаны тонко и тщательно.

Биография Г. написана Ла Марой (Musikalische Studienkopfe, т. 3). Кроме того, о Гензельте писали: W. Lenz, Die grossen Pianoforte-Virtuosen unserer Zeit (Berlin, 1872), В. Стасов (воспоминания) "Училище правоведения 40 лет тому назад" (Русская Старина, 1881) и статья "В день юбилея Гензельта" (Новости, 1888, № 80): биографический очерк Г. — см. Рус. Муз. Газ., 1899 № 37. {Риман}