Герасим Кремлев

(Кремлев — по Девятисотлетию Русской Иерархии, 53; или Черницын — по Буцинскому, 60) — архиепископ Тобольский и Сибирский, был родом новгородец.

По тому времени он был человек довольно образованный, и проф. Буцинский предполагает, что Герасим "получил высшее образование в училище при Новгородском архиепископском (т. е. митрополичьем) доме, давшем Московской Руси много просвещенных и деятельных людей". Он любил книги и следил за современным книгоиздательством, приобретая выходившие с Московского Печатного Двора книги; писал он хорошим слогом, красивым и твердым почерком.

Он занимался и иконописанием: в Междугорском Ивановском монастыре близ Тобольска до сих пор имеется писанный Герасимом образ Николая Чудотворца.

Из игуменов Тихвина монастыря Герасим 31 мая 1640 г. был поставлен в архиепископа Сибирского.

В Сибири Герасим отличался "энергичной и настойчивой хозяйственной деятельностью". С одной стороны, он добивался подачек от правительства, посылая в Москву слезные челобитные "о многих Софийских домовых нуждах"; с другой стороны, на месте, в Сибири, он всякими способами старался расширить земельные владения и увеличить доходные статьи Софийского дома. Правительство посылало указ за указом с предписанием, "чтобы никто никаких земель архиепископу вновь не давал, и архиепископ бы новых земель вновь не захватывал". Но Герасим то умел разжалобить сердобольного царя перспективой голодной смерти архиепископа и его домовых людей в случае лишения назначенного к отобранию земельного участка, то успевал построить на таком участке "Государево богомолье" — церковь, которая с отобранием участка должна была стоять "без пения". Обходя такими способами запретительные указы, Герасим "приискивал" к Софийскому дому все новые земли и успешно заселял своими крестьянами безлюдные пустыни Сибири.

Хозяйственный владыка имел случай обнаружить свои практические способности после пожара, опустошившего Тобольск в ночь на 14 августа 1643 г. и истребившего Софийский собор и архиепископский дом с двумя церквами.

Более 4-х лет строился Софийский собор на деньги "из казенных Тобольских доходов" и был освящен Герасимом 13 августа 1648 г.; одновременно с этим производилась постройка и архиепископского дома. Герасим, по выражению проф. Буцинского, "страстно занятый хозяйственными делами, кажется, с небрежением относился к своим архиерейским делам". Человек "несомненно жестокого нрава", окруженный целым "племенем" жадных и своевольных родственников и фаворитов, Герасим был очень не популярен в Сибири.

Духовенство жаловалось на "жестокое смирение" Герасимом подчиненных; миряне, начиная с тобольских воевод, — на "неистовое поведение" владыки.

Герасим оправдывался, в свою очередь, жаловался "на злонравные обычаи, воровские, бездельные и всякие крамольные заводы" своих пасомых и утверждал, что среди "тяжкосердых" сибиряков он "страждет, аки овца посреди волков". Но в Москве не верили жалобам Герасима и, напротив, верили изветам на него, посылая архиепископу увещания, чтобы он "впредь от такого дурна унялся". Не вызывали его и на чреду в Москву, и он девять с половиной лет провел в Тобольске "несъездно". Герасим умер 16 июля 1650 г. в 8-м часу дня и был погребен в Тобольском Софийском соборе.

Составил "Алфавит не удоб разумеваемых речей, иже обретаются в святых книгах славянского языка". Проф. П. Н. Буцинский, "Сибирские Архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим", Харьков, 1891 г. (из журнала "Вера и Разум"), стр. 47—67; Словарь Брокгауза-Ефрона, XV (Герасим Кремнев).

В. Ш. {Половцов} Герасим Кремлев — архиепископ Сибирский и Тобольский.

Родился в городе Новгороде.

Образование получил в училище при Новгородском митрополичьем доме. С 12 июля 1634 года — игумен Тихвинского Успенского монастыря. 31 мая 1640 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.

Скончался 16 июля 1650 года. Погребен в Тобольском Софийском соборе.

Преосвященный Герасим — образованный архипастырь своего времени.

Он любил книги и следил за современным книгоиздательством, приобретая новинки, выходившие с Московского печатного двора. Сам писал хорошим слогом, имел красивый и твердый почерк.

Занимался преосвященный и иконописанием.

В Межугорском Иоанновском монастыре сохранилась икона святителя Николая Чудотворца, написанная владыкой Герасимом в 1645 году. В Сибири преосвященный Герасим проявил себя "энергичною, настойчивою хозяйственною деятельностью". Основал три монастыря: Спасский в Енисейске (1642 год), Введенский в Красноярске (1646 год), Христорождественский в Кузнецке (1648 год) и построил много храмов.

Но основная его деятельность была направлена на то, чтобы всякими способами расширить земельные владения и увеличить доходные статьи Софийского дома. Особенное старание в этом деле он приложил после пожара 1643 года, истребившего Софийский собор и архиерейский дом с двумя храмами.

Занятость хозяйственными делами отвлекала преосвященного от исполнения своих архипастырских обязанностей и подрывала его авторитет среди пасомых.

Вообще преосвященный Герасим не пользовался популярностью в Сибири.

О нем шла слава как о человеке "жестокого нрава", окруженного целым "племенем" жадных и своевольных родственников.

На него жаловались и духовенство, и миряне.

Он, в свою очередь, оправдывался и жаловался на "злонравные обычаи" своих пасомых.

Но в Москве его оправданиям не верили и предупреждали, чтобы он "впредь от такого дурна унялся". Литература: Буцинский П. Н., профессор.

Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625— 1659 г.). — Харьков, 1891. Никанор (Каменский), архиепископ.

Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 962. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 110. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 861. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 1, с. 224; т. 2, с. 139. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 63, 317. Описание Тихвинского Богородицкого Большого первоклассного монастыря, с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворноявленной иконе Божией Матери, именуемой по месту явления ее Тихвинскою.

Сост. А. Н. Якобсон. — Новгород, 1898, с. 118—120, 200. Церковный вестник. — 1891, № 41, с. 647. Исторический вестник. — 1890, июль, с. 204. — 1894, июнь, с. 767—768. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 53. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 6, с. 480. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 8, с. 448. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 4, с. 477—478.