Гиппиус Густав (Густав Адольф) Фомич

— художник-портретист, литограф и педагог, сын бедного деревенского пастора, родился 1 марта 1792 г. в пасторате Нисси в Эстляндии, умер 24 сентября 1856 г. в Ревеле, погребен в пасторате Гаггерс.

Потеряв очень рано мать, он был отдан в пансион в Ревеле и с 14-летнего возраста начал зарабатывать себе средства для учения уроками музыки и рисования, к которому чувствовал особенную склонность.

Г. желал посвятить себя вообще педагогической деятельности, но бедность не дозволяла ему поступить в университет.

По совету одного из своих друзей, Отто Игнациуса, ставшего потом живописцем, он поселился у его отца в пасторате Гаггерс и вместе с Отто стал брать уроки рисования у Вальтера, гувернера детей писателя Коцебу, имение которого находилось по соседству с Гаггерсом.

Учение продолжалось около 2 лет. Быстрые успехи Г. обратили на него внимание окружающих и возбудили в нем желание ехать совершенствоваться за границу.

Друзья устроили в его пользу концерт, давший 2000 рублей, и на эти деньги он отправился зимою 1812 г. сначала в Прагу, где он пробыл полгода и в это время нарисовал генерала Моро на смертном одре, а затем в Вену; здесь он прожил два с половиной года. 16 сентября 1816 г. Г. с художником Эггинком отправился из Вены путешествовать пешком, побывал в Зальцбурге, Мюнхене, Венеции и Флоренции и в апреле 1817 года пришел в Рим. Здесь он прожил 2 года, вращаясь в кругу немецких назарейцев, и особенно сблизился с Овербеком.

Занятия Г. состояли в изучении старых мастеров, копировании их картин и писании с натуры; жил он почти исключительно продажей рисуемых им портретов.

К этому времени принадлежат исполненные им портреты Овербека, Бетховена и Торвальдсена;

Овербек в свою очередь написал его портрет.

В июне 1818 г. Г. уехал из Рима на родину.

По пути он заехал в Иверден к Песталоцци и написал его портрет.

Вместе с портретами Бетховена и Торвальдсена он ценил этот портрет больше всех своих произведений и в 1846 г. издал его в виде литографии по случаю столетия великого педагога. 9 ноября 1819 г. Г. вернулся в Эстляндию.

Пробыв полгода в Ревеле и женившись в июне 1820 г. на сестре своего друга, Фридерике Игнациус, он переехал в Петербург.

В 1824 г. Отто Игнациус умер, и на долю Г. выпало закончить его последнюю работу — картину, заказанную для царскосельской придворной церкви.

Еще раньше работы Г. стали случайно известны графу Каподистрия и директору Царскосельского лицея Энгельгардту; они поддержали его материально и дали возможность предпринять издание "Современники.

Собрание литографированных портретов государственных чиновников, писателей и художников.

Посвящено Е. И. В. Императору Александру І. Les Contemporains, par G. Hippius. St.-Pbg. Litographie de l''auteur" (1822 г., в большой лист), в 9 тетрадях по 5 портретов в каждой (воспроизведение в увеличенном виде портретов работы самого Г.). Описания этого издания, сделанные Ровинским и Верещагиным, не сходятся между собой; поэтому автор заметки об изданиях Г., напечатанной в журнале "Старые Годы" за 1907 г., высказывает предположение, что "Современники" выдержали несколько изданий.

К этому предположению присоединяется и В. Я. Адарюков, указывающий на попадающиеся у антикваров два различных портрета И. А. Крылова из этого издания.

В коллекции С. П. Виноградова имеются 2 портрета Мартоса.

Существуют и два различных портрета Карамзина (указание С. П. Виноградова).

Выпустив в свет свое издание, Г. обратился в Общество поощрения художеств, прося о содействии в его продаже.

Комитет Общества выразил готовность содействовать распространению издания Г. По-видимому издание не было докончено, и некоторые портреты, приготовленные Г., не вошли в него. Кроме портретов в издании "Современники", В. Я. Адарюков указывает еще портреты А. И. Альбрехта, Р. Майделя, митрополита Михаила (меньших размеров, чем в "Современниках"), неизвестного (в Эрмитаже); в биографическом очерке Г. в "Baltische Maler" Неймана воспроизведены портреты пробста И. Ф. Игнациуса и бригадира Ф. фон Крузенштерна и автопортрет Г. (все три собственность г-жи Дессиен в Риге). В коллекции С. П. Виноградова имеется портрет графа П. П. Коновницына, рисованный по-видимому не Гиппиусом, но им литографированный.

Г. занимался также преподаванием (между прочим в Воспитательном доме и Елизаветинском институте) и издал следующие пособия для учителей и учеников: 1) "Le jeune dessinateur, cours d''etudes progressives a l''usage des ecoles", в 4 тетрадях, с 32 листами рисунков; 2) Альбом из 66 листов головок с картин итальянских мастеров XV и XVI веков и 24 листа с изображениями разных цветов; 3) "Grundlagen einer Theorie der Zeichenkunst". St.-Pbg. u. Leipzig. 1842, по-русски: "Очерки теории рисования" (этот труд очень долго употреблялся в Германии в качестве руководства).

Последняя работа Г.: "Kunstschulen. Zusammengetragen fur das Bedurfniss der Schule" (Leipzig, 1850) была посвящена популярному изложению истории искусства.

В начале 50-х годов Г. вернулся в Ревель и продолжал заниматься писанием портретов.

В Дрезденском королевском кабинете гравюр (Kupferstich-Kabinett) хранится портрет Г., рисованный с него в Риме Фогелем, а в Рижском Домском музее (Dommuseum) — его портрет работы Пецольда.

Сыновья Г. — Отто, профессор архитектуры, и Карл, архитектор (см.). Neumann, "Baltische Maler", 21—23; "Старые Годы" 1907 г., № 6, стр. 239—240 (?., "Д. A. Гиппиус и его издания"); В. Я. Адарюков, "Очерк по истории литографии в России", 25, 26; "Русский Библиофил", 1912 г., № 3, стр. 8—9 (П. Эттингер, "Неизданные материалы для русской иконографии в королевском кабинете гравюр в Дрездене"); Адрес-календари.

Н. Чулков. {Половцов}