Гиппиус Зинаида Николаевна

Гиппиус Зинаида Николаевна (Мережковская) [1869—] — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний).

Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах.

Была одним из редакторов журнала "Новый путь". Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования.

Очень показательны в этом отношении — книга рассказов "Новые люди" [1907] и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов.

Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества: "Стою над пропастью, под небесами — Но улететь к лазури не могу. Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок бог, но не могу молиться, Хочу любви, но не могу любить..." [1893]. К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен ("Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью"). Октябрьскую революцию Г. восприняла, как "блудодейство", "неуважение к святыням", "разбой". Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер: "Рабы, лгуны, убийцы, тати ли — Мне ненавистен всякий грех. Но вас, Иуды, вас, предатели, Я ненавижу больше всех". Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается.

Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов.

В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу.

В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России.

В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически.

Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины.

Библиография: I. Рассказы — т. I ("Новые люди"), СПб., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПб., 1907); т. II ("Зеркала"), СПб., 1898; т. III (Рассказы), СПб., 1902; т. IV ("Алый меч"), СПб., 1906; т. V ("Черное по белому"), СПб., 1908; т. VI ("Лунные муравьи"), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914—1918], П., 1918, Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922. II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, "Лит-ый распад", кн. 2-я, 1908; Лундберг Ев г., 3. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус 3., Автобиографическая заметка, "Русская литература XX в.", под ред. С. А. Венгерова, т. I; Бpюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I. III. Фомин A. F., Библиография новейшей русской литературы, "Русская литература XX в.", т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928. Ан. Т. {Лит. энц.} Гиппиус, Зинаида Николаевна [в замужестве Мережковская; 08(20).11.1869—09.09.1945] — поэт, писатель, литературный критик.

Род. в г. Белев Тульской губ. Училась в Нежине, потом в Москве, в гимназии Фишера.

В 1888 в г. Боржоми познакомилась с Д.С.Мережковским и в 1889 вышла за него замуж; они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на день. После переезда в Петербург Г. активно участвует в литературной жизни столицы.

С 1902 по 1912 выходят 6 кн. рассказов Г., а также 3 романа и 2 сб. стихотворений.

В 1899 Г. сближается с редакцией ж. "Мир искусства", где печатаются ее стихотворения и статьи.

В последующие годы совм. с Д.С.Мережковским, В.В.Розановым, В.А.Тернавцевым участвует в религ.-филос. собр. в Петербурге, где впервые встречаются и ведут собеседования писатели, философы, иерархи и священники Рус. православной церкви.

Вместе с Д.С.Мережковским и Д.Ф.Философовым Г. уезжает в Париж, чтобы ближе узнать новые религ. и революц. течения.

Там выходит их кн. "Царь и революция" (1907). Незадолго до Первой мировой войны Г. возвращается в Россию.

Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно и вскоре порвала со всеми, кто сотрудничал с большевиками, в том числе с Блоком и Белым. В 1919 уезжает из Петрограда и тайно переходит русско-польскую границу около Гомеля.

В 1920 Г. и Д.С.Мережковский обосновываются в Париже.

По воскресеньям у Мережковских собираются представители рус. зарубежья, а в 1925 начинаются вечера "Зеленой лампы", где выступают с религ.-филос., литературными, обществ.-полит. докладами.

Собр. "Зеленой лампы" длились до начала Второй мировой войны и были целой эпохой в жизни рус. Парижа.

В своих стихах Г. борется с тленом жизни, страхом небытия и разлуки; в них сильны мотивы тоски по иному миру и вера в божеств, природу любви, понимание, что "сущность любви есть ведение и видение Бога". Не принимала монархии в России, ибо последняя противоречит религ. принципам.

В критических статьях отличалась крайней резкостью тона и ультимативностью характеристик (псевд. Антон Крайний).

Умерла в Париже.

А.В.Иванов Г. не занималась филос. профессионально.

Тем не менее практич. все ее творч. имеет своеобразное теор. основание в филос. "нового религ. сознания" (даже стихи Г. являются необычным примером филос. лирики).

Более того, Г., вместе с Д.Мережковским и В.Розановым, была одним из инициаторов этого течения начала XX в. Выработка взглядов Г. происходила в постоянном творческом диалоге с формированием филос. мировоззрения ее мужа. Многие идеи являются общими для обоих мыслителей.

Для Г. характерна мысль о "тройственном устройстве мира". Первая мировая сфера — личностная, единство человеческого "я". Вторая — выражение дух. потенций личности в любви к др. "я", когда человек перестает быть одиноким, но единственность каждого не теряется ("Живые лица". Кн.II. Тбилиси, 1991. С.247). (Здесь очевидно влияние эротической утопии В.Соловьева на взгляды Г.) Третья же сфера — введение множественности др. "я", отношений между ними, об-ва, причем основой для третьей сферы являются две первые.

Внимание к внутр., дух. жизни человека поставило перед Г., получившей в детстве религ. воспитание, вопрос о том, каким образом включается "мир-космос и мир человеческий в зону христианства", как отвечает реальная ист. церковь на дух. искания человека.

Попыткой решения этого вопроса стало участие Г. в знаменитых религ.-филос. собр., ставших ареной споров о будущем христианства.

Г. утверждает необходимость обновления христианства, соединения его нравств. ценностей со свободой иссл., творч., реальной жизнью об-ва. "Мы соберемся, чтобы хотеньем / В силу бессилие преобразить. / Веру с сознаньем, мысль с откровеньем, / Разум — с любовию соединить", — провозглашает Г. в одном из своих стихотворений ("Живые лица". Кн.I. С.71). Г., а вслед за ней и Мережковский приходят к выводу, что концепция "тройственного устройства мира" проявляется в истории и как логика религ. движения: Ветхий Завет (сосредоточение на своем "я"), Новый Завет (пришествие любви к ближнему) и грядущий Третий Завет, "Третье Царство" новой религ. общественности. "Третье Царство" представлялось Г. результатом мистической революции.

Необходимость такого дух. (не полит.!) переворота в совр. об-ве вытекает из настоятельной потребности преодолеть отчуждение людей друг от друга, одиночество страдающего человека среди себе подобных: "Сквозь эту мглу, сквозь эту сетку, / Друг друга видим мы едва. / Чуть слышен голос через клетку, / Обезображены слова" (там же). Идеал Г. — безгосударственная религ.-общин-ная организация об-ва, в к-рой будет преодолена "бездна" между церковью и об-вом, Богом и Миром. О.Д.Волкогонова Соч.: Новые люди. СПб., 1896; Зеркала.СПб., 1898; Собр. стихов.

Кн.1—2. М., 1904—1910; Алый меч. СПб., 1906; Черное по белому.

СПб., 1908; Литературный дневник. 1899—1907. СПб., 1908; Лунные муравьи.

М., 1911; Роман-Царевич.

М., 1913; Живые лица. Т.1—2. Прага, 1925; Петербургский дневник. 1914—1918. Белград, 1929; Стихотворения и поэмы. Т.1—2. Мюнхен, 1972; Дмитрий Мережковский.

Париж, 1951 (М., 1991). Гиппиус, Зинаида Николаевна Род. 8 (20) ноября 1869, в г. Белеве Тульской губернии, ум. 9 сентября 1945, в Париже.

Прозаик, поэт, литературный критик, мемуарист.

Яркая представительница "старших символистов". Образование получила домашнее, хотя некоторое время обучалась в Киевском женском институте (в1877—78) и гимназии Фишер в Москве (1882). С детства увлекалась литературой, музыкой, живописью, писала стихи, вела дневник.

Литературный дебют — стихи "Посвящение" и "Песня" ("Северный вестник", 1888). С 1889 г. замужем за Дмитрием Мережковским — писателем, поэтом, драматургом, философом, публицистом (см.). В том же году супруги переезжают в Санкт-Петербург.

Литературный круг Мережковских в это время очень широк: Я. Полонский, А. Волынский, Д. Григорович, А. Майков.

Семейный и творческий союз двух незаурядных, одаренных личностей, оказался на редкость плодотворным и устойчивым: они прожили вместе 52 года, пережив три революции, эмиграцию, нацистскую оккупацию, при этом оба состоялись как выдающиеся писатели.

Талантливый поэт и критик, Зинаида Гиппиус в начале ХХ века становится признанным авторитетом в литературе.

На квартире Мережковских происходят литературные и философские собрания, постоянными участниками которых является целое созвездие философов и литераторов: В. Розанов, Ф. Сологуб, Н. Минский, Н. Бердяев, Поликсена Соловьева, Д. Философов, Андрей Белый, В. Брюсов, А. Блок, Вячеслав Иванов.

Сама же Зинаида Николаевна участвует в "средах" в "башне" Вячеслава Иванова.

В 1901—1903 гг. участвовала в организации Религиозно-философских собраний (вместе с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и Д. Философовым).

Автор "Литературного дневника" (сборник лит.-критич. статей 1898—1908 гг., 1908, опубл. под псевд. Антон Крайний).

Октябрьский переворот встретила чрезвычайно враждебно.

Мережковские порывают отношения с писателями, которые стараются приспособиться к новой власти и даже пойти на сотрудничество с ней (В. Брюсовым, А. Блоком, Андреем Белым). С 1919 г. в эмиграции, с 1921 г. в Париже.

В 1926 году одна из организаторов литературно-философского общества "Зеленая лампа", в 1928 г. участница 1-го съезда русских писателей в Белграде.

Автор поэтических сборников "Собрание стихов. 1889—1903" (1904), "Собрание стихов.

Кн. 2. 1903—1909" (1910), "Последние стихи. 1914—1918", "Стихи. Дневник 1911—1921" (Берлин), "Сияния" (Париж, 1938); сборников прозы "Новые люди" (рассказы, 1896, 1907), "Зеркала" (рассказы, 1898), "Третья книга рассказов" (1902), "Алый меч" (1906), "Черное по белому" (1908), "Лунные муравьи" (1912); трилогии "Чертова кукла" (1911—12); пьесы "Зеленое кольцо" (поставл. в 1915 г. В. Э. Мейерхольдом в Александринском театре); множества литературно-критических статей (сотрудник "Мира искусства", 1899—1901; религиозно-философского журнала "Новый путь" — фактический соредактор, 1903—1904 гг.; журнала символистов "Весы", 1906—1908, ведущий критик; "Русской мысли", 1910— 14, "Нового слова", "Новой жизни", Вершин", газет "Речь", "Слово", "Утро России", "День"). Мемуары "Живые лица" (в 2 т., 1925, Прага), "Дмитрий Мережковский" (не окончена, Париж, 1951).