Глиценштейн Генрих

— современный скульптор; род. в 1870 г. в Петроковской губ. В местечке мать Г. содержала мелочную лавку, отец же странствовал в качестве меламеда.

Страсть к искусству Г. унаследовал от отца, который любил вырезать из дерева и даже украсил синагогу родного местечка своей резьбой. 13-ти лет Г. поступил в иешибот, но им все более и более овладевала страсть к скульптуре; кругом раздавались голоса, возмущенные его грешным делом, и отец, скрепя сердце, вынужден был отправить его в Лодзь для обучения ремеслу.

Тут Г. искал ремесленников, которым могло пригодиться его искусство: он делал образцы для вывесок, резьбу для мебели, набалдашники для палок, а наряду с этим лепил время от времени типичные головы евреев.

Скоро его работами заинтересовались представители высшего лодзинского общества;

Г. тогда же сблизился с семьей Гиршенберга, еврея-живописца из Лодзи, сестра которого стала впоследствии женой Г. В 1890 г. на средства одного лодзинского мецената Г. отправился в Мюнхен, где поступил в Академию художеств.

Здесь в ряде конкурсов его работы были удостоены отличий.

Глубокое, проникновенное чувство, отличная техника, благородство формы и выражения — отличительные черты его статуй.

В 1895 г. Г. окончил Мюнхенскую академию с большой академической медалью; вслед за тем за замечательную статую "Ариона" он получил от Берлинской академии так называемую "Римскую премию", давшую ему возможность прожить обеспеченно некоторое время в Риме. Здесь он создал ряд замечательных фигур, бюстов, мраморных барельефов, и за эти работы Берлинская академия ему вторично присудила "Римскую премию" — небывалый случай для иностранца.

Покинув Рим, Г. остался за границей, так как во время кратковременного пребывания в Лодзи не встретил внимания.

Из работ, относящихся к этому времени, выделяется "Девушка с мандолиной", иначе назыв. "Меланхолией" (оригинал приобретен графом Строгановым).

В следующей статуе, заключающей автобиографическую черту, изображен юноша, бодро и с надеждой пытающийся идти вперед, однако встречающий мрачную загадочную фигуру, загораживающую ему путь; это — "Судьба", судьба самого автора и даже всего еврейского народа.

Одновременно с этим произведением Г. на варшавской выставке 1897 г. фигурировала его гигантская группа "Каин и Авель". При взгляде на эту группу видим впервые проснувшегося в человеке зверя, который рождает преступление между двумя братьями.

Затем следуют: "Заботы матери", "Странник", "Тоска по родине" и др. (В 1900 г. на Всемирной Парижской выставке Г-ну была присуждена серебряная медаль за "Каина"). Далее он вылепил своего "Плачущего Орфея" (бронзовая статуя, собств.

Руд. Моссе в Берлине), бюст живописца Гиршенберга (в краковском музее), бюсты д-ра Полака, Нелидова, графа Строганова и др. В 1903 г. были закончены "Цирцея", "Перед бурей", "Сфинкс, душащий мужчину, пытавшегося его разгадать"; в последнем произведении Г. приближается к философско-эстетическому миросозерцанию Фр. Штука (неразгаданная загадка, наказанная попытка заглянуть в область сверхчувственных переживаний, контраст между жизнью и искусством).

Во многих произведениях можно проследить этот трагический тон, Leitmotif, звучащий во всех его фигурах, кончая самым последним крупным произведением Г., "Мессия" (см. иллюстрацию). "Мессия" Г. Глиценштейна.

Это трагедия трагедий, изображение того, кого много тысяч лет ждет исстрадавшаяся душа евр. народа, но который еще не встал и не идет еще бодро и решительно в среду народа на спасение заблудших и угнетенных.

В его руке судорожно сжат тот рог, звуками которого он разбудит и воскресит когда-нибудь народ свой, пока же он погружен в глубокую, мрачную думу и кажется в оковах, наполовину слитый с тем тяжелым камнем, из которого он высечен.

Эта статуя Г. принадлежит к числу лучших творений скульптуры.

В ней чрезвычайно много индивидуального настроения и чувства, и вместе с тем она носит характер классической монументальности.

Более бодрым настроением проникнута другая, одна из последних работ Г. — "Шествующий юноша" (собств. итальянского короля). — Ср.: Ost u. West, 1903 и 1904; Die Kunst. Л. Антокольский. {Евр. энц.}