Годинер Ш.

[1892—] — еврейский писатель.

Род. в Минской губернии.

С 1913 по 1920 провел в армии, на империалистической и затем гражданской войне на Украине, что и отразилось в его главных произведениях, посвященных империалистической бойне и последующим революционным событиям.

Первый свой рассказ "Минуты" напечатал в 1921 в газете "Эмес", затем три его рассказа — "Куклы", "Нагота" и "Ивангород" — появились в журнале "Штром". Произведения эти привлекли внимание новыми художественными приемами.

В 1924 вышел первый сборник рассказов Г., а в 1928 появился его роман "Человек с ружьем", укрепивший за Г. особое место в новой еврейской пооктябрьской литературе.

Творчество Г. выкристаллизовалось в огне революционных событий.

Находясь под влиянием еврейского символиста Нистора (см.), Т. начал с уклона в сторону символического изображения, но расширенная интернациональная тематика не смогла ужиться с нистеровским народно-сказочным стилем, и Г. переходит к бытописательству, сохраняя свое романтическое своеобразие.

Основной сюжет Г. — империалистическая война. В рассказах "Кукла", "Ивангород" и др. ненависть к войне носит абстрактно-пацифистский гуманистический характер.

Выхода он не видит. Как война из империалистической превращается в революционную — он показал в романе "Человек с ружьем", где описал распад царской армии и зарождение красных частей.

Между двумя борющимися силами — группой большевиков и контрреволюционных генералов — поставлена еврейская семья. Война, беженство, еврейские погромы привели к экономической катастрофе эту семью, к трагической гибели одних ее членов, к катастрофе национально-религиозных иллюзий оставшихся в живых. Морально возродится и воссоздаст новую жизнь лишь тот, кто идет за "Человеком с ружьем", за еврейским рабочим-революционером, бывшим солдатом царской армии, который становится одним из пионеров создающейся революционной армии. От темы империалистической и гражданской войн Г. впервые отошел в таких произведениях, как "Еврейский суд", "Московская улица", где он показал себя мастером художественных очерков.

Библиография: II. Литваков М., "In Umru", т. II, M., 1926; Ойслендер, "Roite-Welt", № l, 1924; Бpонштейн, "Roite-Welt", № 9, 1928. {Лит. энц.}