Грабовский Михаил

— выдающийся польский критик польско-украинской школы. По окончании учения в Умани отправился в Варшаву, где сблизился с кружком романтиков.

Уже в первых статьях своих он указал, что значение польской романтической поэзии коренится в чистом источнике ее народности.

Не сочувствуя готовившемуся восстанию, Г. удалился в свое имение на Украйне.

В 1834 г. Г. напечатал статью о народной поэзии, имевшую огромный успех. С этого времени значение Г. как литературного критика все росло. Наибольшей славы достиг Г. по напечатании (1837—1838) двух первых томов "Literatura i krytyka", посвященных поэзии XIX века, украинским песням и новой французской литературе.

Несколько меньший успех имели два другие тома: "О szkole ukrainskiej poezyi" и "Literatura Romansku w Polsce" (доведенная до первых повестей Крашевского).

С половины 30-х г. Г. примыкает к консервативному лагерю католической реакции, объявляет войну скептицизму XVIII в., признает аристократию необходимой в жизни народа, сближается с редакцией официального органа "Tyg. Petersburg.". Польскому обществу не нравились и украинские симпатии Г., как и вообще вся "украинская школа" с ее местным, "застенковым" патриотизмом, против которого восставали Мицкевич, Крашевский и др. В 1841 г. новый польский критик А. Тышинский указал, что многие мнения Г., которые считались оригинальными, в сущности заимствованы у Вильмена и Гизо. Это повело к потере популярности Г., особенно среди молодежи, начинавшей уже тогда увлекаться гегелевской философией и презрительно называвшей Г. эмпириком.

С этого времени критическая производительность Г. падает, хотя он и продолжает печатать свои статьи в "Tyg. Petersburg." и "Рiеlgrzym"''e (вышли отдельно "Korrespondencyi literackiej", 1843, и "Artykul krytyczn. literack.", 1848). Все более сближаясь в Киеве с украинскими деятелями, Г. проникается славянофильско-украинскими идеями о великом всеславянском значении Киева и высказывает убеждение, что "украинский люд" представляет собою отдельную ветвь русского народа, сохранившую в чистоте исконные племенные особенности и самобытность.

Под теми же влияниями, которыми проникнуто было известное "Кирилло-Мефодиевское братство" Костомарова и Шевченко, Г. стремится стать апостолом славянского единения.

Он хочет издавать в Киеве в панславистическом направлении газету "Slowianin" и с этой целью представляет подробную программу будущего издания киевскому генерал-губернатору.

Она сделалась известной польскому обществу и вызвала в польской среде общее негодование; прежние друзья Г. от него отшатнулись.

С этого времени начинается сближение Г. с Кулишем, на которого Г. оказал сильное влияние.

Г. был убежден, что все обвинения польских панов в угнетении украинского народа сильно преувеличены и что в действительности польские помещики явились на Украйне насадителями высшей культуры и создали ее благосостояние.

Украинцы сами виноваты в ужасах казацких войн; лучшие герои Украйны, как, напр., Конашевич и Сагайдачный, жили в мире с поляками; польское господство не было тяжелым, потому что оно умерялось религией и требованиями просвещения.

Рабство (poddanstwo) имело на Украйне своеобразный характер, оно не было ни французским servage, ни немецкою Leibeigenschaft, ни даже русскою крепостною зависимостью; это была своего рода полицейская опека. Польское правительство должно было энергично выступать против разбойников и гайдамаков.

С этой точки зрения крестьянские волнения в конце XVIII века на Украйне вызывают полное порицание со стороны Г., разделяемое и Кулишем ("О причинах вражды между поляками и украинцами", статьи Кулиша и Г. в "Зап. о Южной Руси", СПб. 1857. Ср. повесть Г. "Zamiec w stepach" (P., 1862). Г. писал и беллетристические произведения.

Первая повесть Г., "Koliszczyzna i stepy" (1838), выдержала два издания (2-е под заглав. "Opowiadania Kurennego", 1860). Вторая повесть, "Stannica Hulajpolska" (1840—1841), написанная под сильным влиянием Вальтер Скотта, дает картину нравов и обычаев Украйны и взаимных отношений поляков и казаков, "хлопов" и панов в конце XVIII в. Более поздние повести: "Pan starosta Kaniowski" (1856), "Pan starosta Zakrzewski" (1860) и "Zamiec w stepach" (1862). В 1862 г. Г. получил от маркиза Велепольского приглашение занять видное место в "Комиссии народн. образования и вероисповедания", а в 1863 г. занял в ней место директора, но через два месяца скончался (17 ноября 1863 г.). Критические суждения Г. в высшей степени основательны и метки. Он первый определил значение многих польских писателей, первый сформулировал определенно принцип народности в литературе; еще большее значение имеет Г. как деятель украинского возрождения.

К. Арабажин. {Брокгауз}