Грызунов Иван Васильевич

[10(22).4.1879, Москва — 29.10.1919, там же] — арт. оперы (лирич. баритон) и камерный певец. Род. в крестьянской семье. Образование получил в Моск. коммерческом уч-ще (здесь был солистом дискантов в церковном хоре, позднее стал его регентом), по окончании к-рого работал служащим в банке. Участвовал в любительских концертах.

В 1899—1904 брал частные уроки пения у К. Кржижановского (в нек-рых источ. — у Р. Василевского). 3 февр. 1903 дебютировал в партии Гарина ("Каморра") в моск. т-ре "Эрмитаж" (кружок С. Мамонтова).

В 1903—04 выступал в т-ре Солодовникова ("Товарищество рус. Частной оперы", антр. М. Кожевникова), в 1904—08, 1909—15 солист моск. Большого т-ра, в 1908—09 и 1916 (гастроли) пел в моск. Опере С. Зимина.

В 1907 с большим успехом гастролировал в миланском т-ре "Ла Скала". В 1915 из-за болезни горла (вследствие частых выступлений в драм. партиях), был вынужден уйти из Большого т-ра. До 1917 эпизодически выступал в Опере С. Зимина и концертах.

Обладал отличной вокальной школой, исключительной музыкальностью, культурой исп. (четкая и продуманная фразировка, худож. вкус и изящество).

Хотя голос певца был тембральне бледен (неск. с горловым оттенком), не отличался силой и "особой технической обработкой", как артист он был "высоко художественного интеллекта" (С. Левик)*. Репертуар включал как лирические, так и драм. партии. 1-й исп. партий: Гарина ("Каморра"), Герцога ("Скупой рыцарь"), Франца ("Судьба"), Дон Карлос ("Каменный гость", ред. Н. Римского-Корсакова); в Большом т-ре — Веденецкого гостя ("Садко"), Абубекера ("Кавказский пленник"), Барнабы ("Джоконда"); Альберта ("Вертер"). Лучшие партии: Веденецкий гость, Мизгирь ("Снегурочка"), Елецкий, Невер, Валентин ("Фауст"), Эскамилио, Жермон, Вольфрам, Онегин (был достойным продолжателем традиций П. Хохлова и Л. Яковлева). "В опере "Евгений Онегин" Собинов и Грызунов олицетворяли собой, в полной гармонии, пушкинских героев.

На оперных сценах мне не приходилось видеть более удачного созвучия, столь тонкого, музыкально и художественно очерченного исполнения..." (В. Шкафер)**. Др. партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Роберт ("Иоланта"), Князь Игорь, Дон Жуан ("Дон Жуан"), Марсель ("Гугеноты"), Фредерик ("Лакме"), Ренато, Сильвио, Зурга, Меркуцио, Януш. Партнеры: И. Алчевский, Л. Балановская, Н. Кошиц, А. Нежданова, В. Петров, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, А. Никиша, А. Пазовского, С. Рахманинова, В. Сука, Н. Федорова.

Был замечательным камерным певцом.

Участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки (1895—1911), в к-рых исп. романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ц. Кюи, А. Рубинштейна, С. Рахманинова, Н. Черепнина (в ансамбле с пианистом А. Гольденвейзером и др.). Принимал также участие в концертах РМО, "Исторических концертах" С. Василенко, симф. концертах п/у С. Кусевицкого, А. Хессина.

Записывался на грампластинки (6 произв.) в Москве ("Граммофон", 1910). Лит.: Россия в ее прошлом и настоящем (1613—1913). — М.: Саблин, 1914. Т. 1. С. 22; Шкафер В. П.** Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 211; А. Н. Островский и русские композиторы.

Письма. — М.; Л., 1937. С. 246; Вакарин М. Театральные воспоминания // Сов. музыка. 1949. № 4. С. 62; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 345—346; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 30—31; Архив. материалы певца. — ЦГАЛИ, ф. 1967.