Гурджиев Георгий Иванович

[Гюрджиев; 01(13).01.1877—29.10.1949] — мистик, создатель концепции "четвертого пути". Род. в Армении, г. Гюмри (Александрополе); из греко-армянской семьи. В молодости много путешествовал по Азии, Кавказу, Ближнему Востоку.

В Москве впервые появился в 1912, организовав первые учебные группы.

В 1919 в Тифлисе под руководством Г. был открыт "Ин-т гармонического развития человека". В последующие годы деятельность ин-та протекала вначале в Фонтебло (близ Парижа), а затем в США. Ин-т, с одной стороны, реализовывал альтернативный науке и религии метод обучения, а с др. — решал задачу совершенствования человеч. природы.

Филос.-психол. школа Г., основанная на индивидуальном мифотворчестве, получила название "Четвертый путь" и была воспринята на Западе как дух.-кулыурный феномен "рус. мистицизма", а после смерти Г. вызвала огромный поток соч. учеников.

Специфика концепции Г. — децентрализация соц. и психол. космоса, в результате чего трудно выбрать фиксированное поле смыслов и редуцировать к ним осн. идеи — мифологемы.

Модель Г. меняет привычные характеристики "линии знания" и "линии бытия", связанные с прагматической или эвристической аксиологией; создает парадоксальные условия для того, чтобы готовый смысл автоматически не мог быть воспринят.

Антропология Г. впитала в себя традиции эзотерических школ знания (гностической, теософской, эзотерического христианства и буддизма), объединяя их в интегральные попытки создания учения-пути, учения-синтеза.

Природа человека рассматривается в контексте класс. идей эзотерики: объективность души и сознания, иллюзорное и истинное знание (и мир), наличие психол. центров, кос-мичность этики. Проявление иллюзорной, неистинной природы человека заключено в его "машинности", автоматичности, обусловленной подчинением высших разум-но-дух. психических центров низшим биопсихическим (инстинктивному, механическому, сексуальному, эмоциональному, интеллектуальному).

Разрыв субъективного состояния физиологич. сна и "бодрствующего сна человека-машины" начинается с самонаблюдения, т. е. с осознания того, что он "не помнит себя", а его личность — всего лишь "маска". "Маски" принимаются за человеч. сущность в результате процесса отождествления личности со своими психоинтеллектуальными желаниями.

Причина отождествления имеет онтол. обоснование и называется "кундабуфер"; это есть средство, заставляющее реальность оборачиваться иллюзией.

Преодоление инерции "кундабуфера" и внутр. рабства — невежества— достигается практикой психофиз. трансформации.

Существуют три традиц. пути совершенствования своей природы: путь факира (работа с телом), путь монаха (работа с верой и психикой), путь йога (путь ума и знания), противостоящие мирской жизни и потому единственно возможные для эволюции человека.

Однако перспективы совр. культуры, по Г., не оставляют для человека, ищущего знания, надежды в полноте реализовать хотя бы один традиц. путь. Поэтому единственно возможным оказывается "четвертый" путь без каких-то особых ориентиров, но с обязательными условиями сознательности каждого бытийного мига, понимания и воли. Космология Г. пронизана идеями энергетизма, порождающими широкое поле ассоциаций с негэнтропийными процессами космоса.

Глоб. принцип единства микро- и макрокосмоса дух. человек реализует, помогая эволюции космоса, занимая важное место в космич. иерархии "миродержа-вия" в качестве генератора высококачественной энергии для обмена ею с космосом.

В этом смысле человек становится, по мысли Г., сотворцом Вселенной.

Соч.: All and everything. London, 1950; Views from the Real World. N.Y., 1973; Second ser. Meetings with remarkable men. London, 1978; Беседы с учениками.

Киев, 1992; В. грядущего добра. М., 1994; Господин Гурджиев.

М., 1994 (на франц. яз. — Париж, 1954); Встречи с замечательными людьми.

М., 1994. Е.В.Зорина Гурджиев, Георгий Иванович Род. 1877, ум. 1949. Мистик и духовный учитель, продолжатель традиции суфизма, создатель (1918) Института гармонического развития человека в Тифлисе.

Эмигрировал.

С 1922 г. замок Г. под Парижем — центр эзотерической практики раскрытия индивидуальных способностей человека.