Гуревич Павел Семенович

(р. 13.08.1933) — спец. по филос. антропологии, психоанализу, филос. культуры и совр. зап. филос.; д-р филол. наук и д-р филос. наук, проф. Род. в г. Улан-Удэ (Бурятия).

В 1955 окончил ист.-филол. ф-т Уральского ун-та. В 1962—1965 учился в асп. МГУ. С 1970 работал в АН СССР (РАН), сначала в Науч. совете по проблемам заруб. идеол. течений, а с 1984 — в ИФ, в наст. вр. — зав. сектором "История антропологических учений". Ректор Ин-та гуманит. образования и психоанализа, декан ф-та Моск. психолого-соц. ин-та. Докт. дисс. по филос— "Человек как объект социально-философского анализа" (1991). Гл. ред. ж. "Архетип", член редк. ж. "Философские науки" и "В. Психоаналитического общества". Под ред. Г. и с его предисловиями вышло около 40 кн. филос. классики, в т.ч. филос. произведения Н.А.Бердяева, М.Бубера, У.Джеймса, З.Фрейда, К.Юнга, К.Ясперса и др. Г. издал 8 томов соч. Э.Фромма.

В качестве сост. и отв. ред. Г. подготовил антологии по филос. техники "Новая технократическая волна на Западе" (М., 1986), по филос. антропологии — "Проблема человека в западной философии" (М., 1988), "Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

Древний мир — эпоха Просвещения" (М., 1991), "Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век" (М., 1995), "Феномен человека" (М., 1993), "Это человек: Антропология" (М., 1995), по общим вопросам филос— "Мир философии" (Т.1—2. М., 1991; совм. с В.И.Столяровым), "Массовая психоаналитическая энциклопедия" (М., 1998), "Культурология" (М., 2000). Г. принадлежат также учебные пособия для общеобразовательной школы, в том числе "Человек" [IX кл.] (М., 1995, 1997), "Введение в философию" [X—XI кл.] (М., 1997), "Философский словарь" (М., 1997), "Методическое пособие по философии" (М., 1997), "Обще-ствознание" (М., 1999). С 1970 по 1984 Г. занимался массовыми идеол. процессами зап. об-ва. Выдвинул идею о том, что соц. мифология представляет собой специфический феномен, рожденный выходом масс на ист. арену. Г. показал, что в совр. условиях пропаганда берет на себя функции идеологии; им раскрыто многообразие идеол. процессов.

Получили признание мысли Г. о том, что процесс идеологизации постоянно сменяется иным феноменом — реидеологизацией.

Во второй пол. 80-х гг. Г. развил ряд идей, посвященных мистической дух. традиции; расширил число признаков, к-рые присущи мистическому опыту, показал, что мистический опыт находится в фундаменте всех религий.

Он представил мистическую дух. традицию как неотторжимый компонент культуры.

Г. доказал, что мистика никогда не исчезает, а постоянно присутствует в толще культуры.

Провел также компаративистский анализ мистических традиций.

В кн. и статьях, посвященных филос. культуры, Г. развил ряд новых идей — идею форумности культур, то есть их равнопредставленности, универсальности совокупного дух. опыта, роли контркультуры в развитии культуры.

Отличие субкультуры от контркультуры, по Г., состоит в том, что контркультура есть провозвестие новой дух. парадигмы.

Г. рассмотрел также соотношение фундаментализма и модернизма, показав их внутр. связь, элитарного и массового, эзотерического и профанного.

Представлены важные идеи о специфике, строении и структуре культуры.

Г. определил границы филос. культуры, проанализировал ее генезис и историю.

Одна из идей Г. состоит в том, что феномены, рожденные культурой, не умирают, а вновь и вновь возрождаются в культуре.

В работах 90-х гг. Г. рассмотрел семиотическую природу культуры, ее символические формы. Г. показал также, что филос. следует рассматривать не как форму науч. знания, а как суверенный, специфический способ постижения реальности.

Г. представил филос. антропологию как самостоятельную обл. филос. знания, филос. направление и специфический метод миропостижения.

Г. обосновывает также идею "антропологического поворота" в филос., раскрывает мировоззренч. смысл понятия "природа" и "сущность" человека.

Разработан также вопрос о типах антропологических учений, о человеч. субъективности, о персоналистической традиции, о модусах человеч. существования.

В работах по психол.

Г. исследовал проблему взаимоотношения филос. и психол. знания, исследовал психол. групп и толпы, а также феномен деструктивности.

Он внес вклад в разработку райхианской и юнгианской типологии.

В кн. "Клиническая психология" показано, что шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстар-ческая) депрессия вообще не связаны с органическими повреждениями.

Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усредненного, здравого, т. е. общепринятого смысла.

Однако это вовсе не означает, что это чувство не отражает какой-то др. реальности.

Значительное место в психол. работах Г. занимают проблемы психосексуального развития, психол. особенности людей и способы их приспособления к миру, архетипы колл. сознания.

Г. проанализировал специфику гуманит. знания.

Г. избран президентом Моск. Межрегиональной психоаналитической ассоциации, вице-президентом Академии гуманит. иссл., действ. чл. Междунар.

Академии информатизации, РАЕН, Нью-Йоркской академии наук, Академии пед. и соц. наук. Соч.: Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность.

М., 1975; Человек будущего: мифы и реальность.

М., 1979; Личность в социальных утопиях буржуазного мира // Личность в XX столетии.

М., 1979; Буржуазная идеология и массовое сознание.

М., 1980; Спасет ли мессия? М., 1981; Социальная мифология.

М., 1983; Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Бесхрамовые боги. Л., 1984; Культура как объект социально-философского анализа // ВФ. 1984. № 5; Социальный прогресс и философия техники // Общественные науки. 1988. № 3; Человек как объект социально-философского анализа // ФН. 1989. № 11; Социальная философия Ж.Эллюля // Французская философия сегодня.

М., 1989; Диалог культур или культурная экспансия? (на англ. яз.). М., 1989; Гуманизм и вера. М., 1990; Приключения имиджа.

М., 1991; Вселенная по имени Человек // Свободная мысль. 1991. № 14; Антропологический ренессанс как философская проблема // Философия человека: традиции и современность.

Вып.2. М., 1991; Эрос. Страсти человеческие.

М., 1992; Спектр философской антропологии // Философия человека: традиции и современность.

Вып.3. 1992; Страх — молитва души // ФН. 1992. № 2; Несколько замечаний об интуитивном постижении реальности // В. Российской академии наук. 1992. № 10; Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. № 1; Философия культуры.

М., 1995; Культурология.

М., 1998; Гуманитарный словарь.

М., 1998; Философская антропология.

М., 2001; Клиническая психология, М., 2001; Философия культуры.

М., 2001; Психологический словарь.

М., 2001; Проблема целостности человека // Личность, Культура, Общество.

ВыпЗ. М., 2001.