Гурилев Александр Львович

Гурилев Александр Львович (1802—1856) — известный русский композитор романсов.

Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца, скрипача и композитора духовной музыки.

Много занимался переложениями для органа.

Из романсов Г. большою популярностью пользовались "Матушка голубушка", "Сердце", "Ласточка", "Не слышно на палубе песен", "Разлука", "Майские ночи"; известна была также в свое время его баллада "Жил-был один муж старый". Г. написал свыше 200 романсов.

Романсы Г. имеют по премуществу характер меланхолический, задушевный и легко поются.

Их мелодичность и простота аккомпанемента напоминают Варламова. {Брокгауз} Гурилев, Александр Львович — сын Льва Степановича Г., композитор романсов, род. 1802, ум. в 1856. Музыке учился у своего отца, но специального музыкального образования не получил.

Написал около 200 романсов, в свое время очень распространенных; многие из них и теперь еще охотно поются в дилетантских кругах.

По характеру романсы его приблизительно одного типа с алябьевскими (см.). Четвертая часть их "песни" ("47 избран. народ. песен") — народные или в народном духе, иногда с красивыми мелодиями.

Из романсов Г. наибольшей известностью пользовались: "Матушка голубушка", "Вьется ласточка", "Не слышно на палубе песен", "Разлука", "Песнь ямщика", "Однозвучно гремит колокольчик", дуэт "Не шуми ты, рожь". Кроме того, им сделано несколько переложений для органа и для фп. (В). {Риман} Гурилев, Александр Львович (род. 3.IX.1803 в Москве, ум. 11.IX.1858 там же) — рус. композитор (по происхождению из крепостных крестьян гр. Орлова, получил вольную в 1831). Ученик своего отца (также крепостного музыканта), Дж. Фильда и И. Геништы.

Тяжелые условия жизни подорвали его здоровье и привели к неизлечимой болезни.

Наряду с А. Варламовым, Г. — один из соз- дателей рус. бытового романса.

Его вокальная лирика отмечена близостью к городской бытовой песне, искренностью выражения, теплотой чувства, элегическими, мечтательными настроениями, широким использованием ритмики бытового танца. Соч.: 88 романсов и песен, в т. ч. "Колокольчик" ("Однозвучно гремит колокольчик"), "Матушка-голубушка", "Разлука" ("На заре туманной юности"), "Вам не понять моей печали", "И скучно, и грустно", "Сарафанчик", "Вьется ласточка сизокрылая", "Не шуми ты, рожь", "Я вас любил" и др.; фп. пьесы, вальсы, мазурки, циклы вар. на темы Алябьева, Варламова, Глинки и др. (ок. 30), сб. обработ. 47 избр. народных песен (1849). Гурилев, Александр Львович (1803—1858) — русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

Родился в Москве в семье крепостного музыканта — церковного композитора, Льва Степановича Гурилева (1770—1844). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, учился у известных пианистов Дж. Фильда и Геништа. 1831 г. после смерти владельца графа В. Г. Орлова, отец и сын Гурилевы получили вольную и были приписаны к мещанскому сословию.

Работал в Москве, славился как автор романсов, пианист, педагог, однако жил в постоянной нужде. Последние годы жизни был тяжело болен психически.

Главное место в творческом наследии занимает вокальная лирика.

Гурилев — яркий представитель демократического направления в русском романсе.

По фактуре, сантиментальному характеру и русскому национальному отпечатку его многочисленные романсы относятся к одной категории с романсами Алябьева и А. Е. Варламова.

В свое время они пользовались широкой известностью.

Изданы также его переложения народных русских песен. Многие его песни стали народными.

Широкой популярностью пользовались "русские песни", близкие по стилю бытовому романсу: "Матушка-голубушка", "Колокольчик", "Сарафанчик", "Вьется ласточка", а также романсы "Разлука" ("На заре туманной юности"), "Вам не понять моей печали" и др. Значительная область творчества Гурилева — фортепьянная музыка.

Выделяются вариации на темы народных песен, романсов, опер, в том числе на тему романса "На заре ты ее не буди" Варламова, а также танцевальные пьесы. Собирал и обрабатывал народные песни: сборник "Сорок семь избранных народных русских песен. Для голоса с фортепьяно". Сочинения А. Л. Гурилева еще при жизни автора приобрели широкую известность и прочно вошли в быт различных слоев русского общества.

Некоторые его песни — "Матушка-голубушка", "Колокольчик", "Вьется ласточка сизокрылая" — подчас принимаются за фольклорные.

И это не случайно.

В разных уголках нашей страны народ поет их по-своему, варьируя мелодии на свой лад, как это свойственно народному исполнительству.

Музыка Гурилева с момента ее создания живет и на концертной эстраде, в репертуаре многих русских и советских певцов.

Достаточно вспомнить, например, прекрасное .исполнение его романсов Н. А. Обуховой.

Гурилев родился в семье крепостного человека графа В. Г. Орлова.

Его отец, Лев Степанович, сочинял музыку и возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада.

Под руководством отца будущий композитор прошел основательную школу музыкального воспитания.

С малых лет он играл на скрипке в графском оркестре, а позже участвовал также и в камерных ансамблях: исполнял партию альта в квартете просвещенного любителя музыки Н.Б. Голицына, выступал как пианист-солист и аккомпаниатор.

В имение Отрада часто приезжали любители музыки из Москвы, соседних поместий, а также из других городов.

Бывал здесь и известный пианист Дж. Фильд, учитель юного М. И. Глинки, с 20-х годов живший в Москве.

Существует предположение, что Фильд не обошел своим педагогическим вниманием одаренного крепостного мальчика Александра Гурилева.

Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным.

Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила "волю". Александру было тогда уже двадцать восемь лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе.

Он познакомился с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с А. Е. Варламовым.

Часто выступал в концертах и к 1840-м годам стал любимым пианистам, приобрел известность и как превосходный фортепианный педагог.

В эту же пору Гурилев много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку.

Его произведения сделались популярными, их исполняли в концертах, в домах горожан разных сословий.

Тяжелая болезнь настигла композитора в пору расцвета и зрелости его таланта.

Почти десять лет он был прикован к больничной койке... О его кончине, наступившей 11 сентября 1858 года, почти никто не знал. Лишь через несколько дней неизвестный автор оповестил в газетном некрологе о смерти талантливого музыканта.

Музыка же Гурилева звучит и в наши дни. Это — песни "Не шуми ты, рожь", "Грусть девушки", "Сарафанчик", "Гаданье", "Отгадай, моя родная", обработки народных мелодий — "Не одна во поле дороженька", "Лучинушка", "Уж как пал туман", а также фортепианные пьесы. Среди лирических бытовых романсов и песен Гурилева есть и превосходные образцы нового типа. Это драматические монологи-рассказы о горькой личной судьбе — "Разлука", "Сердце-игрушка"; монологи-размышления — "И скучно, и грустно", "Оправдание" (на стихи М.Ю. Лермонтова); монолог-элегия "Вам не понять моей печали"; взволнованное выражение момента творческого вдохновения — "Внутренняя музыка" (на стихи Н.П. Огарева).

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности Гурилев — певец-лирик — чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.