Гурвич Аарон га-Леви

(известен также под именем Старосельского цадика) — выдающийся ученик и преемник основателя "???" р. Шнееpa-Залмана и крупный талмудист (1765—1828). Отец его, Моисей Галеви Г., потомок знаменитого автора "Schela" (см. Горович), обладал большими талмудическими познаниями и вел аскетическую жизнь. С именем отца Г. связан целый цикл легенд, свидетельствующих о его подвижническом образе жизни: по одной из них, душа его не была запятнана "грехом первородного человека" и его образ Божий, ??? ?????, не был поврежден, почему он и имел такого сына. О юношеских годах Г. до его встречи со знаменитым учителем известно только, что он вел аскетический образ жизни и был всецело погружен в изучение талмудическо-раввинской письменности.

Еще при главенстве р. Менделя Витебского над белорусскими хасидами (во всяком случае, не позже 1782 г.) Г. примкнул к р. Шнееру-Залману и вскоре сделался наиболее близким к нему человеком; вместе с сыном последнего, Дов-Бером, он занимался под руководством Шнеера-Залмана и являлся толкователем перед хасидами кратких и глубокомысленных проповедей р. Шнеера-Залмана.

Г. соблюдал необыкновенную точность в передаче мыслей и даже отдельных слов своего учителя, который, в свою очередь, строго придерживался традиций, переданных ему непосредственным преемником Бешта, Бером Межеричским (см.). В течение более 25 лет Г. заведовал хозяйством р. Шнеера-Залмана и вел его деловую переписку о нуждах его дома (одно подобное письмо напечатано в Abodat halevi, 17, II, 1842). Г. также принадлежит инициатива опубликования р. Шнеером-Залманом своего "Tania" (Славута, 1796). В 1798 г., по взятии р. Шнеера-Залмана под арест, Г. объездил города, где жили последователи "????", чтобы собрать деньги на освобождение учителя.

С его переездом в местечко Ляды (Могилевской губернии) в 1801 г. Г. также переселился со своим семейством туда, где и жил до 1810 г., когда вследствие разных интриг и доносов на него р. Шнееру-Залману (ср. Helman, Bet-Rebi, Варшава, 1902, 7, I, стр. 133—135) он вынужден был переехать в местечко Освея. Все от него отшатнулись, а к учителю он являлся очень редко. Душевное страдание и нравственное одиночество больно подействовали на Г., о чем он горько жаловался единственному не изменившему ему, Иегуде Лебу Яновичскому, брату р. Шнеера-Залмана.

Последний на ходатайство брата за Г. велел передать бывшему своему ученику следующий характерный ответ: "Страдание является результатом неудовлетворенного наслаждения; пусть он не считает за удовольствие иметь вблизи себя тесный кружок друзей; тогда он не будет страдать от одиночества". С этого времени начинается резкое отступление системы Г. от учения Шнеера-Залмана.

Метафизический элемент, занимавший уже в первом периоде развития учения р. Шнеера-Залмана (Лиозненский период) главное место, значительно усилился во втором периоде в Лядах и стал центральным пунктом его системы.

Источником истинной религиозности объявляется ум, созерцательное мышление, а не чувство.

Необходимость восторженного настроения признается тогда, когда оно является результатом чисто умственных процессов и созерцательного мышления, когда к нему не примешивается чувственное или телесное возбуждение.

Наиболее ярко этот взгляд формулирован и последовательно проведен в "Kuntres Hahitbonenoth" Дов-Бера, 1831. По мнению последнего, душевная, а не телесная восторженность является главной отличительной чертой направления ???? от старого хасидизма.

Исполнению законов отводится второстепенное место по отношению к абстрактному мышлению о Единстве Божьем и т. д., а также к изучению Торы. Только посредством абстрактного мышления, приводящего к идее самоисчезновения в Боге, "bitul ha jesch", достигается высшая цель человеческой жизни — единение и общение с Богом, "debekuth". Г., всецело находившийся под влиянием талмудической письменности, напротив, первое место отводит чувству и исполнению законов с религиозным экстазом, высшее проявление которого — восторженная экстатическая молитва, причем она должна охватывать не только душу, но и тело, так как иначе животная душа, ?????? ????, будет владеть человеком, а свойства божественной души никогда не проявятся.

Таким образом, Г., не отвергая необходимости сознательности в деле религии и абстрактного мышления, отводит последнему лишь второстепенное место и возвращается к исходной точке Бештова учения, что главным источником религии является религиозное чувство, а не ум. Главным занятием религиозного человека должно быть не созерцательное мышление, а изучение талмудической галахи для того, чтобы он точно знал, как соблюдать законы.

После смерти р. Шнеера-Залмана в 1813 г. Г. выпустил свое известное послание, где говорится, что он намерен всецело себя посвятить указанию незнающим путей истины в служении Богу; это послание вызвало отповедь Пинхоса Шика из Шклова и равным образом письмо Иегуды Леба Яновичского.

К Гурвичу присоединилась значительная часть белорусских и литовских хасидов, а также большинство выдающихся учеников Шнеера-Залмана, как то: Илия Иосиф Рывкин, автор "Oheb-Joseph", Вольф и Моисей Виленкесы из Витебска, р. Нахум Полоцкий и многие др. Г. переселился в Староселье, где управлял своей паствой около 15 лет. Там им был основан иешибот (впоследствии среди учеников находился известный ярый противник хасидов, р. Айзик Хариф из Слонима).

В 1826 г. Г. по указанию одного из главарей витебской общины и ярого противника хасидов был арестован и привезен в Витебск, где сидел короткое время под заключением.

Там он впервые после своей разлуки с Дов-Бером встретился с ним, но не примирился.

Только по смерти последнего, когда преемником его стал выдающийся талмудист р. Мендель Шнеерсон (см.), он примирился с любавичскими хасидами.

После Г. некоторое время управлял его сын Хаим Рафаил, человек, ничем себя не заявивший, со смертью которого прекратился дом Г. Многие перешли к Любавичскому, другие к Виледниковскому и Кайдановскому цадикам. — Г. — автор следующих произведений: 1) "Schaar ha-Ichud we-ha-Emunah" ("Врата единения и веры"), 5 частей, комментарий на 2 ч. "Таnia" Шнеера-Залмана с предисловием и особым введением, где Г. излагается история развития и сущность хасидизма в связи с каббалой (Шклов, 1820); 2) "Schaare Abodah" ("Врата службы"), комментарий на 1 и 3 ч. "Tania", 5 частей (Шклов, 1821), с предисловием, где Г. обосновывает свое учение и полемизирует против учения Дов-Бера; 3) "Abodat ha-Levi" в 4 частях, содержит проповеди на субботние и праздничные дни (1842) и письма его (Варшава, 1866); многие из них написаны с его слов слушателями, но пересмотрены им; 4) комментарий на Руфь, напечатанный в "Bad-Kodesch" (Варшава, 1871); 5) "Kuntres ha-Hitbonenoth" (остались в рукописи; направлены против напечатанных в то время сочинений Дов-Бера). Г. как талмудист известен также своей полемикой с авторитетным талмудистом р. Гершоном из Шклова, до сих пор не напечатанной.

Кроме того, остались неизданными также его многочисленные респонсы. — Важнейшим источником для ознакомления с личностью Г. и с настроениями окружавшей его среды служит его многочисленная переписка со своими последователями и послания его к разным общинам, большинство которых остались ненапечатанными; лишь немного писем обнародованы в "Abodat ha-Levi", ч. II (по поводу борьбы его с Kuntres ha-Hitbonenoth Дов-Бера Любавичского), письма Шика и Иегуды Леба Яновичского и предисловия к его сочинениям; в описаниях чудес хасидских цадиков содержится много легендарных рассказов о Г. — Ср.: Walden, Schem ha-Gedolim Cechadasch s. v.; Гельман, Bet-Rebi, ч. I и II, 1902. И. Берлин. {Евр. энц.}