Гусев-Оренбургский С.

(псевдоним Сергея Ивановича Гусева; р. 1867) — известный беллетрист.

Сын оренбургского казака-торговца.

Образование получил в гимназии и семинарии.

Пробыв некоторое время народным учителем, Г.-О. стал священником, но позднее снял сан и целиком отдался литературной работе (в печати дебютировал в 1893 рассказом "Самоходка"). После Октябрьской революции эмигрировал за границу и ныне проживает в Америке, редактируя журнал "Жизнь". Г.-О. наиболее известен как бытописатель сельского духовенства 90—900-х гг., жизнь которого он знал в совершенстве.

Вместо благодушного священства повестей Потапенко (см.) или односторонне показанного "отца-стяжателя" рассказов Елеонского (см.) Г.-О. дает более реалистические образы.

Виднейшее место занимает образ священника — "искателя правды". Таковы Яков в "Глухом уезде", Иван в "Стране отцов". Им противопоставлены образы сознательного "стяжателя", иногда культурного (Рудометов в "Стране отцов"), а чаще трусливого обывателя-священника, ни в чем не сомневающегося, любящего выпить и "солено закусить" и более всего на свете боящегося епархиального начальства (Онуфрий в "Глухом уезде" и др.). Сюжеты произведений Г.-О. почти всегда построены на конфликте священника-"искателя" с мрачной действительностью в лице или его "сребролюбивых собратий" ("В глухом уезде", "Страна отцов") и мироедов-кулаков ("Пастырь добрый"), или его же собственной семьи и подчиненных по клиру ("Капитан Кук"), или же наконец исправников и прочего "начальства" ("Идеалист"). Интересен образ Якова, "богоискателя", теряющего веру в бога и его "чудо" (следствие социального расслоения рус. духовенства в годы социальной бури и эпохи реакции).

Помимо "богоискательства" характерна для героев Г.-О. и "вера в человека", роднящая Г.-О.с Горьким. — Из крестьянских типов ("О. Памфил", "Где ветлы стояли", "Конокрад") значителен крестьянин Чекмырев ("Последний час") — представитель бедняцкой части деревни, борец против засилья кулака в лице Шароварова.

Процесс социального расслоения деревни, ее закабаления капитализмом дан и в "Стране отцов" (1904), лучшем произведении Г.-О. По стилю Г.-О. примыкает к школе писателей-реалистов группы "Знания". Публицистичность, бытовизм с комическими жанровыми сценками, отсутствие романтической метафоричности и острых сюжетных положений — характерные черты повестей Г.-О., как и умело ведущийся диалог, живой и образный язык. За последние годы Г.-О. не дал ничего значительного, разделив тем самым общую судьбу писателей-эмигрантов, потерявших социальную почву для своего творчества.

Собрание сочинений Г.-О. — в 15 тт., СПб, 1893—1918, первые 4 тт. в изд. "Знание", остальные — в изд. "Жизнь и знание", нов. изд. осталось незаконченным, том I, П., 1919; Рассказы—3 тт., "Знание", СПб, 1903—09; "Страна отцов", М., 1923; "Книга о погромах", с пред. М. Горького, Б., 1923; "В красной Москве", пьеса, Харбин, 1922, и др. Лит.: Автобиография Г. — в сб. Первые литературные шаги, М.. 1911; ср. также в "Новой русской книге" (Берлин, 1922, № 7) автобиографическую заметку Г.-О.; Фриче В. М., Новая жизнь, "Правда", 1905, № 9—10; Богданович А., Годы перелома, СПб, 1908; Коробка H., ст. в журн. "Образование", 1904, № 3; ср. указатели: Владиславлев П., Русские писатели, 4 изд., Л., 1924; Maндельштам Р., Художествен. лит. в оценке рус. марксистской критики, 4 изд., M., 1928. С. Петров.