Иннокентий Смирнов

(Иларион) — епископ, сын дьячка, род. 30 мая 1784 г., в с. Павлове, Богородицкого уезда, умер 10 октября 1819 г. Обучался сначала в московской Перервинской, а потом в Троицкой лаврской семинарии, где с 1805 г. был учителем и катихизатором, а с 10 августа 1809 г. префектом; того же года 13 октября пострижен в монашество.

В августе 1810 г. произведен в игумена Угрешского монастыря, затем игуменом московского Знаменского монастыря.

В 1811 г. определен бакалавром церковной истории, в Александроневскую академию; в 1812 году произведен во архимандрита и сделан инспектором Петербургской семинарии и членом духовной цензуры.

В 1814 году возведен на степень доктора богословия и наименован архимандритом Сергиевской пустыни, а в 1816 г. — Юрьева монастыря, оставаясь ректором Петербургской семинарии. 22 февраля хиротонисан во епископа пензенского и саратовского.

Муж высокой духовной жизни, преосв.

Иннокентий был известен в свое время, как толкователь Св. Писания, проповедник, историк, богослов и как автор прекрасных писем. В библиотеке пензенского кафедрального собора хранится рукописная книга о жизни преосв.

Иннокентия, присланная в 1827 г. юрьевским архимандритом Фотием под заглавием: "Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа пензенского и саратовского". Написанное им "Начертание библейской истории от древнейших времен до ХVIII в., в пользу духовного юношества", 2 ч., 1817, после того выдержало еще 6 изданий; "Сочинения" его изданы были в двух частях, в 1821 г.; несколько слов его на разные случаи напечатаны были отдельно.

Д. Троицкий, "Иннокентий, епископ пермский"; "Перм. епарх. вед", 1872, № 16; "Сарат. епарх. вед.", 1867, №№ 7, 13; Сергий, архим., "Историч. опис. москов.

Знам. монаст." 98; Смирнов "Ист. Троицкой семин. ", 498; Чистович, "История Петерб. духов. академ."; 248; Д. Б., "Угреша", М. 1875; Геннади, "Словарь". {Половцов} Иннокентий Смирнов (1784—1819) — воспитанник, а потом префект главной Троице-Сергиевской семинарии, затем бакалавр и инспектор СПб. духовной академии, ректор СПб. духовной семинарии и профессор духовной академии, доктор богословия, член главного правления училищ и Ученого комитета министерства народного просвещения, благочинный над законоучителями столицы; известен как друг митрополита Филарета Московского в пору его служения в СПб. и главный борец против мистицизма, господствовавшего в России при Александре I. По должности духовного цензора И. одобрил к печати книгу Станевича "Плач на гробе младенца", содержавшую в себе резкие порицания по адресу тогдашнего министра народного просвещения и исповедания князя А. Н. Голицына и других властей, покровительствовавших мистицизму.

Чтобы удалить опасного противника из СПб., князь Голицын настоял на назначении его епископом сначала в Уфу, потом в Пензу, где он успел проявить необычайную энергию в упорядочении епархии (см. Библейские общества).

Его "Начертание церковной истории" — не перевод и не переделка, а труд вполне оригинальный, составленный непосредственно по анналам Барония и Магдебургским центуриям при некотором лишь (по мнению проф. Терновского) руководстве соч. Вейсмана "Меmoriаbiliа ecclesiastica historiae sacrae". Это "Начертание" служило до 60-х годов пособием по церковной истории в духовно-учебных заведениях и единственным сочинением по этому предмету в русской литературе.

И. принадлежат еще: "Деятельное Богословие", Ч. 1-я: "Объяснение Символа веры"; несколько проповедей, отчасти изданных при его жизни, отчасти напечатанных в "Страннике" в 1863—1871 гг. Много осталось от него писем, важных для истории его эпохи; часть их (письма к княжне С. С. Мещерской) напечатана в "Чтениях Московского общ. ист. и др." 1874 г., часть — в "Полном собрании его сочинений" (изданных дважды — в 1821 и 1845—1847 гг.); часть хранится в рукописях в Импер. Публичной библиотеке.

Ср. ст. А. Н. Пыпина "Российское библейское общество" ("Вестник Европы", 1868 г.); "Житие И.", составленное архим. Фотием в 1821 г. (рукопись);

В. И. Жмакин, "Биография И." (в "Христианском чтении", 1884—1885 г.), но без библиографии и оценки его сочинений.

Н. Б. {Брокгауз} Иннокентий Смирнов (Иларион Дмитриевич) — святитель, епископ Пензенский и Саратовский. † 1819, память 10/23 октября.

Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.

С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом.

Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии.

Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис.

С1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове — вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха. 6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь. 22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

В этот же период он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813— 1814 гг., архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник.

Его проповеди были исполнены силы слова евангельского.

Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории.

Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам.

В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века", изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания.

Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное, подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры". Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ.

В 1814 году архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия. 7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Замечательна была внутренняя личная жизнь архимандрита Иннокентия.

С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков.

Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение.

Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова. Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение.

Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.

В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.

Замечательной особенностью архимандрита Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждавшимися он делил последнее, что имел. Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.

В марте 1819 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.

Это назначение имело и другую сторону — под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга.

Причем первоначально, по распоряжению государя, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Святейшего Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел князя А. Н. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения.

Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией.

Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье.

К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь.

Однако, слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию. 21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы.

Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения.

Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе месяце 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.

Кроткий и терпеливый, он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

За день до кончины 9 октября 1819 года ему во сне было видение, о котором он рассказал своему келейнику. "Казалось мне, — говорил он, — что небеса отверзлись.

Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился". С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября попросил совершить над ним таинство Елеосвящения.

По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался.

Погребение его состоялось 13 октября 1819 года в Казанском соборе.

Таким образом, этот замечательный архипастырь Пензенской епархии 35-летним закончил свое земное существование.

Но и за это короткое время он оставил потомкам богатое наследие своего духа и высокий пример христианских добродетелей.

Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года. Память празднуется 10/23 октября.

Труды: Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества: в 2 т. — СПб., 1817. Богословие деятельное, подлежательное и практическое.

Опыт изъяснения первых двух псалмов.

Изъяснение Символа веры. Собрание сочинений (слова и письма): в 2 т. — СПб., 1821 и 1845. Кроме изданных в собрании сочинений, известны четыре его письма: Письма // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891. Ч. 1, 2,3. Письма // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1846, № 8. Слово в Неделю православия // Странник. — 1862, февраль, с. 74—81. Слово в день Благовещения // Странник. — 1862, март, с. 97—105. Литература: Троицкий Д. Иннокентий, епископ Пензенский. — Пенза, 1882. Сергий, архиепископ.

Историческое описание Московского Знаменского монастыря, с. 98. Смирнов С. К., протоиерей.

История Троицкой лаврской семинарии. — М., 1867, с. 498. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб., 1857, с. 248. Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. — СПб., 1853, с. 27—28. Жмакин Н. Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. — СПб., 1885. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в 1-й половине текущего столетия. — СПб., 1894, с. 199—200. Бриллиантов.

Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский (биографический очерк). — СПб., 1912. Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем.

Исследование Николая Чернавского: в 2 т. — Оренбург, 1900—1903, т. 2, с. 212—216. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. — 1-е изд. — СПб., 1900, с. 26—38; — 3-е изд. доп. — СПб., 1910, с. 28—40. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. — Пг., 1916, с. 470. Погожев Е. Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. — СПб., 1994, с. 202. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1407, 1408. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 230. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 48,193, 208, 273, 953, 979. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 417, 571. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 326. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 70. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 230. Жизнеописание преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. — СПб., 1845. Великий подвижник и праведник, святитель Иннокентий Пензенский // Русский паломник. — 1912, № 18, с. 267—268; № 19, с. 279—280; № 20, с. 295—298; № 21, с. 314—315. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву. — Киев, 1869, с. 1—8. Д. Б. Угреша (исторический очерк). — М., 1875. Саратовские епархиальные ведомости. — 1867, № 7,13. Пензенские епархиальные ведомости. — 1872, №16. Русская старина. — 1876, октябрь, с. 305—308. — 1878, август, с. 561—565. — 1880, январь, с. 120; сентябрь, с. 4. — 1883, апрель, с. 37—60; июнь, с. 557—572; июль, с. 134—135. — 1886, июнь, с. 462, 710; март. — с. 593—596. Исторический вестник. — 1881, ноябрь, с. 562. — 1893, сентябрь, с. 734—736, 742. — 1895, февраль, с. 641. — 1896, ноябрь, с. 673. Русский инок. — 1916, № 10, с. 532—534, 514; № 11, с. 564—568. Душеполезное чтение. — 1908, июнь, с. 368—375. Душеполезный собеседник. — 1895, апрель, с. 119,120. Церковный вестник. — 1891, № 33, с. 517. Христианское чтение. — СПб., 1884, март-апрель, с. 420; май-июнь, с. 771; июль-август, с. 75—98. — 1890, январь-февраль, с. 113. — 1902, июнь, с. 164,166—167. Русский архив. — 1871, № 12, с. 2070. Письма митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. — 1889, кн. 2, с. 185. Русский архив. — 1895, кн. 1, № 2, с. 172; кн. 3, № 12, с. 489, 490, 491. — 1899, кн. 2, № 6, с. 201. — 1904, кн. 1, № 1, с. 68. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 10, с. 52, 53. — 1954, № 11, с. 15—19. — 1959, № 11, с. 39. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 953. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 944; т. 2, с. 1790. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 123. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 299, 300. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 424—426. Иннокентий Смирнов — Епископ Пензенский и Саратовский, Орденов Св. Владимира 2-й и Св. Анны 2-й же степени Кавалер, Член Главного Училищ Правления и Императорской Российской Академии, родился 30 Мая 1784 года Московской Епархии в Богородицком Уезде в Селе Павлове от отца Духовного звания, обучался сперва в Московской Перервинской, а потом в Троицкой Сергиевой Семинарии до окончания круга наук; а с начала 1805 года проходил там и Учительские звания от низших классов; с 10 Августа 1809 года был Префектом и в сем звании того же года Октября 13 пострижен в Монашество, а с Августа 1810 г. произведен во Игумена Угрешского Монастыря; а 14 Октября переименован Игуменом же Московского Знаменского Монастыря; в 1812 году вытребован в Александро-Невскую Академию в должность Бакалавра Церковной Истории, и того же года произведен во Архимандрита; вместе с сим он был Инспектором Академии, а потом Ректором С.-Петербургской Семинарии и Профессором Богословских наук, Членом Духовной Цензуры и С.-Петербургской Консистории.

В 1814 году наименован Архимандритом Сергиевой Пустыни, а в 1816 году Юрьева Монастыря.

В 1819 году Февраля 22 хиротонисан во Епископа Пензенского и Саратовского, но того же года Октября 10 скончался в своей Епархии.

Из сочинений его напечатано: 1) несколько Поучений, говоренных в С.-Петербурге в разные времена, изданных порознь; 2) Начертание Церковной Истории от Библейских времен до 18 века в пользу Духовного юношества, в двух отделениях, или томах 1817 г. в С.-Петербурге в 8 долю листа и после неоднократно; 3) Собрание его Сочинений издано в 2 книгах 1821 г. в С.-Петербурге в 8 долю листа. {Болховитинов}