Иоанн Федоров - Биография

Иоанн Федоров

— Диакон Московской Кремлевской Церкви Николая Гостунского и Петр Тимофеев прозванием Мстиславец, были не писатели, а только художники и заводчики первого книгопечатания в России при Царе Иоанне Васильевиче.

Но поелику История книгопечатания принадлежит к Истории Словесности, то здесь под именами сих художников предлагается статья о Славено-Русских Типографиях.

У Славено-Руссов, подобно как и у прочих народов до изобретения Типографий, книги были только письменные, письмом уставным, потом полууставом, а наконец скорописью.

Для писания оных сперва употреблялся пергамен или хартия, потом бумага хлопчатая и льняная.

Но в 10 главе Устава Иосифа Волоколамского упоминается, что в Монастыре Преподобного Сергия Радонежского по бедности писалися и Святые книги не на хартиях, но на берестах.

Может быть, тогда не известна еще была в России ни хлопчатая, ни льняная бумага, или также дорого покупалася.

В XV веке, вскоре по изобретении книгопечатания, появилась на свет и Славянская печать; однако ж не у нас, а сперва в Кракове.

Первым Типографом Святополком Фиолем там напечатанные Славянские книги были Псалтирь, Часослов и Октоих 1491 г.; потом Часослов в Венеции 1493, Октоих в Черногории 1495; потом в Угровлахии Напрестольное Евангелие 1512 г. в малый лист; потом в Праге с 1517—1519 гг. в 4 долю листа несколько Библейских Книг Русского перевода Полотского Доктора Франциска Скорины, и его же перевода, или, лучше сказать, только поправки;

Апостол 1525 г. в 8 долю листа в Вильне, и того же года там же Апостол, Шестоднев, Канонник и Псалтирь; 1527 г. напечатан в Венеции Славянский Катехизис; 1538 г. в Убнетциях (т.е. в Венеции), Минея общая или справедливее Сборник Праздничных Служб; 1545 г. в Сербии Псалтирь с Возследованием; 1547 г. там же Молитвослов; 1554 г. в Тубинге Новый Завет на Хорватском или Кроатском языке; 1561 г. в Несвиже Лютеранский на Польско-Русском языке Катехизис, переведенный отступниками от православия Матфеем Кавечинским, Симоном Будным и Лаврентием Крышковским; 1568 г. в Зублудове Учительное Евангелие; и многие другие книги в разных иностранных городах. (См. Библиографические листы П.И. Кеппена 1825 г.) Между тем Россия в продолжение всего сего времени не имела еще ни одной у себя печатной книги, а письменные время от времени становились неисправнее.

Царь Иоанн Васильевич на Стоглавном Московском Соборе 1551 года между прочим в 5-м вопросе своем прямо на сие жаловался, говоря: "Божественные Книги писцы пишут с неправильных переводов, а написав не правят же; опись к описи пребывает и недописи и точки не прямые; и по тем книгам в Церквах Божиих чтут и поют и учатся и пишут с них". Собор на сие в 27 и 28 главе определил только: "Протопопом и старейшим Священником и избранным Священником со всеми Священники в коем же граде по всех Святых Церквах дозирати Священных Книг, Святых Евангелий и Апостол и прочих Святых Книг, их же Соборная Церковь приемлет; и которые обрящутся неправлены и описьливы, те все с добрых переводов исправливати Соборне.

А которые писцы по городам книги пишут, и им велити писать с добрых переводов, да написав правити, потом же бы продавати; а не правив бы книг не продавати.

А который писец написав книгу, продаст не исправив, и тем возбраняти с великим запрещением.

А кто у него неисправленную книгу купит, и тому потому же возбранити с великим запрещением, чтобы впредь так не творили.

А вперед таковые обличени будут, продавец и купец, и у них те книги имати даром без всякого зазору, да исправив отдавати в Церкви, которые будут книгами скудны, да видячи таковая и прочии страх приимут, и проч.". Но недовольство средства сего чувствовал сам Царь, и потому с следующего 1553 г. решился завести в Москве Типографию.

Однако ж заведение сие было крайне медленно; может быть потому, что в чужие Земли надлежало посылать обучаться сему художеству и оттуда доставать все снаряды.

Не прежде, как чрез десять лет уже, то есть в 1564 г., вышла из заведенной в Москве Типографии первая печатная книга Апостол, которая ныне чрезвычайно редка и почитается у охотников драгоценностью.

Ее печатали два вышеупомянутые мастера, Гостунский Диакон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец, под надзиранием Датчанина Ганса, или Ивана Бодбиндера, Копенгагенского уроженца.

В припечатанном к сей книге Предисловии, или лучше сказать Послесловии (потому что в древних книгах до Никона Патриарха, Титул и Предисловие печатывались не в начале, а в конце) помещено обстоятельное известие о заведении сей Типографии.

По причине редкости сей книги здесь помещается все оное. "Изволением Отца и споспешением Сына и совершением Святого Духа, повелением Благочестивого Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Великая Россия Самодержца и Благословением Преосвященного Макария, Митрополита всея Русси, многие Святые Церкви воздвигаемы бываху во Царствующем граде Москве и по окрестным местам и по всем градом Царства его. Паче же в новопросвещенном месте во граде Казани и в пределах его. И сия Святые Храмы Благоверный Царь украшате честными Иконами и Святыми Книгами и сосуды и ризами и прочими Церковными вещами по преданию и по правилам Святых Апостол и Богоносных Отцов, и по изложению Благочестивых Царей Греческих во Царьграде царствовавших, Великого Константина и Иустиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых Царей, в свои времена бывших.

И тако благоверный Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русси повел Святые Книги на торжищах куповати и в Святых Церквах полагати Псалтири, Евангелия и Апостолы и прочие Святые Книги, в них же мали обретошася потребни; прочие же вси растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в разуме, овоже и неисправлением пишущих.

И сие дойде и Царю в слух. Он же начат помышляти, как бы изложити печатные книги, якоже в Греках и в Венеции и во Фригии и в прочих языцех, дабы впредь Святые Книги изложилися праведне.

И тако возвещает мысль свою Преосвященному Макарию Митрополиту всея Русси. Святитель же слышав, зело возрадовася и Богови благодарение воздав, Царю глаголаше, яко от Бога извещение приемшу, и свыше дар сходящ.

И так повелением благочестивого Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русси и благословением Преосвященного Макария Митрополита, начаша изыскивати мастерства печатных книг в лето 61 осмыя тысячи (1553 от Р. Хр.) в 30 лето Государства его. Благоверный же Царь повеле устроити дом от своея Царския Казны, и деже печатному делу строитися, и нещадно даяше от своих Царских сокровищ делателем, Николы Чудотворца Гостунского Диакону Ивану Федорову, да Петру Тимофееву Мстиславу на составление печатному делу и к их упокоению, дондеже и на совершение дело их изыде. И первее начаша печатати сия Святыя Книги: Деяния Апостольска и Послания Соборная и Святаго Апостола Павла Послания в лето 7070 первое (1563) Апреля в 19 на память Преподобнаго Отца Иоанна Палеврета, сиречь ветхия Лавры; совершении же быша в лето 7070 второе (1564) Марта в 1 день, при Архиепископе Афанасие Митрополите всея России в первое лето Святительства его, в славу Всемогущия и Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". При всех трудностях сего начального заведения, первая книга отпечатана довольно чистыми, продолговатыми и ровными буквами, форматом в малый лист, на бумаге плотной Голландской, с фигурными вензловатыми заставками и заглавными буквами, которые, равно и надписи книг и зачал, напечатаны киноварью.

Но правописание весьма неисправно, а особливо в надстрочных знаках.

Кроме заглавий нигде нет и заглавных букв; набор по большой части без расстановки слова от слова, даже и расстановки между главами отмечены только на поле цветом.

Из препинательных знаков употреблена только точка и запятая, часто не у места. В конце строк нет нигде знака переносного, и нет предречий в конце страниц, счет листов внизу Типографской сигнатуры тетрадей и проч. После Апостола, по уверению Фрита, напечатано было еще Евангелие; а кроме сих двух книг, неизвестно, было ли что еще в Москве печатано.

Самая Типография переведена в Александрову Слободу и там уже в 1577 г. издана Псалтирь мастером Андроником Тимофеевым по прозванию Невежею; а первые Типографщики от суеверов, а особливо по зависти книгописцев, предвидевших от Типографии урон свой, обвиненные в ереси и волшебстве, принуждены были удалиться в Польшу, где благосклонно принял их Польский Король Сигизмунд, а наипаче Литовский Гетман Григорий Александрович Ходкевич, у которого они и работали в Типографии с 1568 г. в Заблудове.

Потом Иоанн Федоров перешел в Типографию Львовскую, где в 1573 г. напечатал Апостол и в Послесловии описал гонение, преселение и труды свои; а Петр Тимофеев в Вильне 1575 г. издал Евангелие и в Послесловии также описал свои страдания.

Там же в 1576 г. он напечатал Апостол и Псалтирь в лист. Наконец, когда Острожский Князь Константин Константинович заводил в Остроге Славянскую Типографию, то принял в нее Иоанна Федорова, который в 1580 г. напечатал там Новый Завет, а в 1581 целую Славянскую Библию и чрез два года потом скончался.

Надгробный его камень, может быть, с могилы снятый и помещенный в помостье Львовской Онуфриевской Церкви, недавно найден.

Надпись на нем большею частью стерлась уже, но прочитать еще можно на нем следующие слова: "Иоанн Федорович Друкар Москвитин, который своим тщанием друкованье занедбалое обновил, преставися в Львове року афпе (1583 г.) Декемврия Е. (5)". За сим на средине камня в кругу вензель с буквами И.Ф. потом какие-то слова сгладившиеся, за коими ясные только: "О успокоение воскресения из мертвых чаю... Друкар книг пред тым невиданных". После того в Вильне 1588 г. у Типографщика Мамонича напечатан Литовский Статут скорописными буквами.

Между тем в Московской Типографии напечатана 1577 г. одна только Псалтирь, о коей выше сказано, а с 1590 по 1592 год там же две Триоды в лист, Постная и Цветная, и, как из Послесловий сих книг видно, Типографщиком был тогда упомянутый же Андроник Тимофеев сын Невежа.

В 1594 г. вышел его же работы Октоих в лист и печатался 2 года; в 1597 г. вторично Апостол в лист; 1600 г. Минея Общая, в 1602 г. Служебник Иова, Патриарха Московского, в 4 долю листа, а в 1606 г. Евангелие, напечатанное в Царском доме Царя Василия Ивановича Шуйского, немногим чем, однако ж, исправнее прежнего издания, а печаталось целый год. В Послесловии сей последней книги значится уже Типографщик Онисим Михайлов Радошевский, Волынец, с товарищи.

Но ни глав, ни стихов не означалось в Евангелиях и Апостолах до времен Никона Патриарха.

В наступившие после сего смутные времена Российского Престола, при разорении Москвы от Поляков, претерпел разорение и Московский Типографский дом. Однако ж несправедливо некоторые писали, якобы совершенно разорена была вся Типография и оставалась без действия до времен Царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета.

Ибо в Библиотеке Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете был Апостол 1606 г., напечатанный при Лжедимитрии, а в 1609 г. Типограф Аникита Фофанов напечатал Минею Общую. По каталогу Патриаршей библиотеки значатся также книги выходу 1610, 1616, 1618 и 1619 годов. В 1628 г. вышла Триода Постная.

Царь Михаил Федорович с отцом своим Патриархом Филаретом дополнили только и умножили Типографию, повелели свозить из городов на Печатный Двор исправнейшие списки и с них печатать, как то именно объявлено в Послесловии к Филаретовскому Требнику, напечатанному 1624 г. То же видно и из Послесловия Патриарха Иосафа I к 4-й части Трефолоя, т.е. избранной Минеи месяца Июня, Июля и Августа, напечатанной 7140 (1632) г., "Прежде убо (так пишет Патриарх Иоасаф) много лет писовахуся книги писменными начертаньми; но не до конца было лепо таковое изображение, и не бе мощно Слову Божию прямо исправлятися, и всякому имеющему Божественные Писания в Церкви Божией не несмутно и не несумненно пети и глаголати.

Сего ради, его же Божественным смотрением вся благая соделаваются и лучшее от худшаго избирается, начащася книги быти печатным воображением в лето благочестиваго Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея России, иже седьмый на десять степень от Великого Князя Владимира, а от создания Мира в первом сте лет осмыя тысящи, царствовавши ему, при нем некии хитрии мастеры явишася печатному сему делу, званием Иван Диакон, да Петр Мстиславец; и от того убо времени, от 60 г. осмые тысящи начашася быти печатные книги и пойде книжное исправление в Рустей нашей Земли и многи книги напечатаны быша даже до лет внука его Государя нашего Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича.

При нем же Государе наипаче многое число обретеся печатного дела книг различными именами, о них же не у время сказати; и еще не удовлеся тем Церковь Божия к своему исполнению" и пр. При Патриархе Иосифе в 1645 году отстроен каменный Типографский дом в Москве и книгопечатание вскоре доведено было до такого совершенства в чистоте и ясности, что иностранцы приписывали Российской Типографии честь, равную со всеми славнейшими в свете. Николай Бевг (в книге своей de Statu Ecclesiae et Religionis Moscouiticae, cap. XVI. — О Церкви и религии Московитов, гл. XVI. — лат.) замечает, что Россияне исстари любили чистое и красивое письмо и печать.

В царствование Государя Царя Алексея Михайловича Типография сия успела уже напечатать весь Церковный круг книг и сверх того столько издано было разных других книг, что рукописные с тех пор начали терять свою цену и уважение; а в Церквах употребление оных совершенно оставлено.

Кроме Церковных книг при сем Государе напечатано несколько и Гражданских, как-то: Бехлерова Архитектура, Хитрости ратного дела, или Воинский Устав (напечатано 1647 — 1649 гг.) и Уложение 1649 г. и пр. Патриарх Никон, пока еще был Новгородским Митрополитом, завел было около 1650 г. в Новгородской Хутыне Монастыре Типографию; но в ней напечатана 1651 г. одна только книга Диоптра жизни человеческой, если верить каталогу библиотеки С.-Петербургской Академии Наук 1744 года, а в Хутыне Монастыре сей книги нет. После того возведен будучи на Патриаршество Всероссийское, Никон в устроенный им самим Валдайский Иверский Монастырь перевел из упраздненного тогда в Белоруссии Оршанского Кутеинского Монастыря тамошнюю Типографию.

Первая в Иверском Монастыре напечатанная 1658 г. книга была Часослов и другая—Стефана Святогорца Мысленный Рай, с присовокуплением Истории об основании Монастыря Иверского.

В 1661 г. еще напечатана там же Псалтирь с Канонами и Брашно Духовное; но 1666 г. по грамоте сего же Патриарха от 30 Ноября переведена сия Типография в Воскресенский Ново-Иерусалимский Монастырь; неизвестно однако ж, было ли печатано там что-нибудь.

Около 1680 года Иеромонах Симеон Полотский, Учитель Царевица Феодора Алексеевича, завел при Дворе особую Типографию, называющуюся Верхнею, и в ней печатал свои сочинения (см. о Симеоне Полотском) и некоторые другие книги. Когда основана была в Москве Славено-Греко-Латинская Академия, то в Духовной Московской Типографии заведены были буквы Греческие и Латинские, коими и напечатаны были треязычные Славено-Греко-Латинский Букварь (1701 г.) и Лексикон (1704 г.), сочиненные Справщиком Феодором Поликарповым и некоторые торжественные Академические Акты. В бытность Государя Петра Великого в Голландии один Амстердамский Типографщик, именем Тесинг, просил у него дозволения завести в Амстердаме Славенскую Типографию, в которой обязывался он для России напечатать всякие Математические и художественные книги с рисунками, также Ландкарты, Естампы и проч. Государь, приняв благосклонно сие прошение, дал в 1700 году Февраля 10 привилегию ему, Тесингу, таковыми печатными для России книгами 15 лет торговать в Российском Государстве.

Привилегия сия у Николая Берга напечатана в вышеупомянутой его книге (Глава XVI) на Голландском языке, и по переводу гласит следующее: "Его Величество Государь Царь Петр Алексеевич, Самодержец Всероссийский и проч. и проч. рассмотрев представленное прошение, Всемилостивейше соизволил просителю Яну Тесингу указать печатать карты всего Света, как сухопутные, так и морские, изображения всех славных особ и все книги до сухопутной и морской войны относящиеся, а равно и до Архитектуры, Математики, строения крепостей и касающиеся изящных искусств и художеств, выключая тех, кои содержанием иметь будут догматы Православной веры Греко-Кафолической и Христианской вообще, на Немецком и Российском языках, свойственными каждому из них буквами, предоставя ему, Тесингу, издавать оные хотя в одной книге, хотя каждую порознь; и все сии книги, карты и изображения всех славных особ пересылать из Амстердама в Россию чрез Архангельск в прочие города Российского Государства, дабы сим средством подданные Его Царского Величества, быв просвещены и познав свои обязанности, могли из того почерпнуть важные выгоды.

Со всех же книг, привозимых на продажу в Архангельск, собираться будет в казну по цене их четыре штивера с пяти гульденов". Но сей перевод есть только сокращение подлинной Русской Грамоты, которая вся напечатана в 5-й части Опыта Российской Библиографии Сопикова на стр. 194. Вследствие всей привилегии Тесинг действительно завел у себя Славенскую Типографию с помощью одного из Белорусцев студента, обучавшегося в Голландии, а по обращении в Реформатскую веру бывшего уже там Кандидат-Пастором, Ильи Федорова сына Копиевского, или Копивича, который для сей Типографии начал переводить и книги на Русский язык. Первая там переводу его напечатана в 1699 г. Русская небольшая в 4 долю листа книжка—Краткое Введение во всеобщую Историю.

В следующем 1700 г. напечатана его же Латинская Грамматика с Русским переводом и треязычный на Латинском, Немецком и Русском языке Букварь и Словарь, а в 1702 г. Календарь и некоторые другие книги. По смерти Копиевича, случившейся в 1701 году а вскоре и самого Тесинга, работа сей Типографии остановилась, и в Исторических Гамбургских Примечаниях 1702 г. Мая 23 извещено было, что ее намеревались перевести в Пруссию к заводившейся там Академической Типографии; однако ж, не слышно было после, чтобы в Пруссии печатали что-нибудь Русское.

Напротив того, можно думать, что она оставалась в Амстердаме.

Ибо там напечатан в 1704 г. у Типографщика Аврама Бренана Копиевичев же перевод книги Аврама де Графа под названием Книга учащая морского плавания; в 1705 г.—Симболы и Эмблемата, а в 1708 г., как из Указа Петра Великого сего же года от 24 Февраля изданного видно, мастер сей Славенской Типографии вместе с оною ехал в Россию, но Шведский Король Карл XII, воевавший тогда с Петром Великим, остановил его в Гданске, и употребил Типографию сию на печатание пасквилей и возмутительных писем, кои он рассевал чрез шпионов своих по границам Российским.

Между тем, кажется, часть Славянской Типографии осталась и в Амстердаме.

Ибо в 1710 г. у Амстердамского Типографщика Гендрика Броина отпечатан Феатр, или Зерцало Монархов на Греческом и Российском, переводу Петра Беклемишева.

После того Государь Петр Великий подрядил Ионна Фон Дурена, Гагского типографщика, напечатать на Голландском языке всю Библию прописными буквами (capitelgaen) форматом в лист, так чтобы оставить на стороне белую полосу для припечатания Славянского текста в С.-Петербурге.

Издание сие действительно напечатано было с 1717—1721 гг. в шести Томах на большой Александрийской бумаге самыми чистыми буквами, Новый Завет—1717 г. в Гаге, а Ветхий—в Амстердаме, и от Типографщика посвящен Государю.

Весь завод, состоявший из 1200 экземпляров, привезен был в С.-Петербург.

Петр Коль (Introduct. in Historiam et rem Slavorum. — Введение в Славянскую историю. — лат.) свидетельствует, что Государь часто приказывал по нескольку листов Славенского текста припечатывать к Голландскому в Типографии Александро-Невского Монастыря и экземпляры сии дарил Боярам своим, заохочивая их и покупать; а по кончине, де, Государя весь сей завод экземпляров сгнил в забвении.

Потому-то книга сия в России весьма редка, а из сохраненных у некоторых охотников немногие экземпляры имеют припечатанный полный Сла-венский текст, и то в Новом только Завете.

Но Ветхий остался на одном Голландском.

Между тем, были Типографии Славенские и в других Государствах.

Николай Берг (в Предисловии к своей вышеупомянутой книге) говорит, что Шведский Король Густав Адольф, для распростанения Лютеранского Исповедания по Российской границе, Указом 14 Апреля 1625 года повелел завести в Стокгольме Славенскую Типографию, в коей дважды напечатан был Русский перевод Аютерова Катихизиса в 4 и 12 долю листа и сверх того оный Славенскими же буквами на Чухонском языке в 8 долю листа, а также Свод Русской Хронологии со Шведского в лист. В 1696 г. напечатана была в Оксфорте Русская с Латинским толкованием Грамматика; а в Далмато-Венецианских владениях и в Молдавии многие Церковные книги печатаны были для тамошних единоверцев наших. О Волынских же и Литовских Славянских Типографиях выше нечто уже сказано; а о Малороссийских и Белорусских должно заметить, что он почти все произошли от Львовской и наипаче от Волынской Острожской и удержали оной почерк букв. Киевская начала печатать книги с 1616 г., Могилевская также с 1616 г.; Черниговская с 1646 г., Новгородо-Северская с 1678 г., Кутеинская с 1632 г. и проч. Около 1704 года Государь Петр Великий сам изобрел новый почерк Гражданской Русской печати, применяя оную сколько возможно к округлости Латинской Азбуки и выключил некоторые ненужные нашему правописанию буквы и ударения.

Выключенные тогда из Славено-Русской Азбуки буквы были: земля (вместо его оставлено зело), иже, ик, от, э, пси, юс и ижица. С 1716 г. введено опять в Азбуку иже, а с 1718 г.— ижица. С 1735 г.— земля вместо зело, а ижица и кси оставлены; буква оборотная э также опять введена и проч. (см. Тредьяковского Разговор об Ортографии, напечатанный 1748 г. в C.-Петербурге, стр. 359 и след.). В 1705 г. Государь имел удовольствие окончить изобретение Гражданской своей Азбуки и по рисунку, от него самого данному, заказав, отлить их в Амстердаме, велел для опыта напечатать при Московской Духовной Типографии лист первых в России Ведомостей.

Но в 1706 году с Января Ведомости сии ежемесячно по одному листу от 4 до 6 страниц в 12 долю печатаемы были во весь год Славянскими мелкими буквами на полуклеенои бумаге в Москве.

Потом время от времени еще поправлял он Гражданские буквы и лет чрез десять успел привести оные в совершенство почти подобное чужестранным округлым; а между тем при Московской же Типографии оным печатал и издавал многие книги Исторические и Математические.

В 1711 году завел он на один стан такую же Типографию и в С.-Петербурге для печатания Указов.

Типография сия сперва помещена была в наемной квартире; а в следующем 1712 году переведена была на Петербургскую сторону в образцовые тогда устроенные мазанковые здания.

Первая книга в ней напечатана 1713 г. под названием Книга Марсова.

В 1714 году взяты из Москвы еще три Типографских стана со Славянскими буквами, и в том же году вышли в свет С.-Петербургские Ведомости и Календарь на 1717 год. В 1719 г. прибавлено еще три стана. Вся сия Типография состояла под ведением Оружейной Канцелярии; а в 1721 году отдана в ведение Св. Синода и до 1727 г. находилась в Александро-Невском Монастыре.

В сем месте первая Славенскими буквами напечатана была книга Букварь и одна Феофана Прокоповича Проповедь.

С 1727 года отделена Гражданская от Славенской и последняя сия частью отправлена обратно в Москву; а первая отдана в Академию Наук, и там прежде всего начали ею печататься С.-Петербургские Ведомости (с 13 Апреля 1728 г.) и Календари уже беспрерывно.

При Академической сей Типографии после заведены разные и иностранные буквы не только Европейские, но и Азиатские.

В 1722 году во время похода Государя Петра Великого в Персию, Князь Димитрий Кантемир сделал небольшую Турецкую Типографию для объявления войны Манифестами на сем языке тамошним народам.

Типография сия с Князем Кантемиром отправлена водою по Волге, и он в продолжение самого пути успел напечатать несколько экземпляров Манифеста на Турецком языке. Между тем с 1713 года часть Гражданской Типографии была также при Сенате, из коей вышла первая книга в 8 долю листа—Собрание обнародованных с 1714 по 1719 год Указов; с 1721 года — при Артиллерийском Корпусе, а с 1724 года учреждена таковая же и при Адмиралтейской Академии, для книг Навигационных и Флотских, которая с тех пор и доныне существует при Морском Корпусе.

Первая из сей Типографии вышла книга Тригонометрия плоская.

В 1735 году заведена Гражданская Типография при Канцелярии Св. Синода; в 1737 году—при Кадетском Сухопутном Корпусе; в 1762 году—при Военной Коллегии; в 1775 году—при Берг-Коллегии и при Горном Корпусе.

Кроме сих Казенных Гражданских Типографий первую вольную для Иностранных и Русских книг в С.-Петербурге по Сенатской привилегии завел Гартунг с 1769 года, потом Вейтбрехт, также по привилегии, с 1772 года; а с 1776 года присовокупился к нему и Шнор, по данной тогда совокупной и наследникам их привилегии печатать не только Русские, но и иностранные книги. После Вейтбрехтова наименована Императорскою Типографиею; а Шнор составил особую.

Сей последний с 1785 года завел при Вейтбрехтовой Татарские и Арабские буквы и оными для Сибирских и Крымских Магометанских племен с 1788 г. трижды напечатал Алкоран, а на Татарском языке в 1786 году Учреждение Губерний и Полицейский Устав. В 1800 году при Сенате заведена Грузинская Гражданская печать, и оною напечатан по-Грузински Манифест о присоединении Грузии.

Но еще прежде того Грузинские Царевичи около 1740 года завели близ Москвы в Селе Всесвятском Грузинскую Церковных букв Типографию, из которой в 1743 году вышла полная Грузинская Библия и потом разные Церковные книги; а в 1773 году Типография сия переведена в С.-Петербургскую Императорскую Академию Наук, где она и доныне находится.

Преосвященные, Гаий, Архиепископ Астраханский, и Варлаам, Екзарх бывший Грузинский, завели также на свое иждивение Грузинские Типографии, которые и отдали, первый в Тифлисское Училище прошлого 1805 года, а последний в Синодальную Московскую Типографию 1803 года. О Библейских в России заведенных Стереотипных и наборных на разных языках Типографиях с 1814 года подробные сведения находятся в ежегодных Отчетах сего Общества [Российское Библейское Общество до 1826 г., то есть до упразднения своего напечатало около 1,100,000 книг Св. Писания, а для скорейшего печатания оно выписало из Англии за 17,000 рублей особенную книгопечатальную машину, посредством которой удобно отпечатывается в каждый час от 700 до 1000 листов на обе стороны.

Оною машиною напечатано в 1819 и 1820 годах одной только Славенской Библии 30000 экземп., да Нового Завета на Славянском языке 37000 экземп.]. Около 1816 года ввелось в Россию и Литографическое печатание.

В Москве первую особую Гражданскую Типографию основал Университет с 1755 года, а потом Сенат с 1764 года. В первой из них с самого начала заведены были и разные иностранные буквы. В 1777 году, по случаю заведения в Университете Татарского класса, отлиты были и Татарские буквы; а 1784 г. содержатель Университетской Типографии Новиков из Лейпцига выписал и Еврейские.

Около того же времени по силе Учреждения Губерний, начали в разных Губерниях заводиться Типографии при Губернских Правлениях и открылись в Тамбове, Калуге, Туле, Харькове, Смоленске, Воронеже, Тобольске, Иркутске и других местах.

А когда в 1783 году Указом Января 15 дана свобода всякому под надзиранием Полицейской Цензуры заводить оные, то в С.-Петербурге немедленно открылись вольные Типографии Брейткопфа, Вильковского, Гека, П. Богдановича, Крылова, Мейера и других; а в Москве— Гиппиусова, Пономарева, Анненкова, Зеленникова, Лопухина, Типографической Компании, собственные Новикова, Решетникова, Селивановского и других.

В 1787 году Князь Потемкин-Таврический завел походную Типографию при своем лагере, и ею несколько Речей Екатеринославского Архиепископа Амвросия и Архимандрита Моисея было напечатано в Бендерах и Яссах; а между прочим в Яссах же 1790 г. целая книга Исповедание Христианства, перевод Сичкарева с Английского; и в Бендерах того же года Название Древних Мореходных Судов Греческих.

С того же 1790 г. 18 Января до Апреля издавались из сей Типографии даже газеты на Французском языке, под названием Courier de Moldavie. Когда в 1796 году Указом Сентября 16 запрещены были все вольные Типографии по некоторому их злоупотреблению, то все они разошлися по Губерниям и основались при Губернских Правлениях; а с 1802 года по Указу Февраля 9 паки возвращена им свобода и доныне открылись уже многие новые. В 1807 году Высочайшим Рескриптом, данным Августа 5 Министру Финансов велено при всех Губернских Правлениях завести Типографии и положить на их содержание ежегодную сумму. Фигурная Типография в России завелась вместе с буквальною еще при Царе Иоанне Васильевиче, потому что и при первой напечатанной книге Апостоле приложены фигурные заставки; а в последовавших изданиях и лицевые изображения; но оные резаны были на дереве и тискались в обыкновенном Типографском стану. В напечатанных после того книгах применены уже отливные свинцовые естампы, а при Царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иосифе появились и гравированные на меди. В 1695 году некто Леонтий Бунин вырезал на медных досках целую книгу Московского Типографского Справщика Иеромонаха Кариона Истомина под названием Букварь в лицах; и в том же году издал для Церковных Синодиков пробельные листы с фигурными каймами, вырезанными на меди; а в 1709 году некто Василий Куприянов напечатал деревянными таблицами Брюсов Календарь, и с тех пор искусство сего тиснения сделалось в Москве промыслом у многих частных мастеров.

В 1714 году взято было в С.-Петербурге из Московской Духовной Типографии несколько фигурных станов для печатания естампов.

Но по открытии Академии Наук возвращены они в Москву; а при Академии с 1727 года заведена своя исправнейшая фигурная Типография.

В 1758 году для печатания Ландкарт учреждена особая Типография в Географическом Департаменте при Сенате; а в 1764 году Департамент сей причислен к Академии Художеств, которой искусство сие поставлено было в числе главных обязанностей.

В 1786 году Генерал-Порутчик Петр Александрович Соймонов завел опять Географический Департамент для сочиненного нового Российского Атласа, который в 1793 году и отпечатан; а с 1798 года учреждено Депо-Карт с полным Штатом Инженеров, Граверов и Словорезов, которое продолжается доныне.

Что касается до естампных Типографий на меди, то кроме Академии Художеств многие также частные художники из природных Русских Граверов давно уже имеют оные. Нотные Типографии заведены в России уже в недавние времена; а первая на Славянском языке простонотная книга напечатана во Львове в лист под названием Ирмолой, си есть Осмогласник от старых рукописных экземплярей исправленный благочинного ради пения Церковного, трудолюбием Иноков общежительные Обители Святого Великомученика Христова Георгия, в Катедре Епископской Львовской новотипом изданный 1700 г. Иосифом Скокским, Игуменом Львовского Георгиевского общежительного Монастыря.

Ноты сей книги наборные, и, как из Предисловия видно, в первый раз были сделаны там некоторым Типографщиком Иосифом Городецким, долго путешествовавшим по Азии и по всей Европе.

В 1772 году Содержатель Московской Университетской Типографии Лудвиг Вебер завел при оной наборную Типографию Итальянских нот, выписав их из Лейпцига от изобретателя оных Брейткопфа.

Сими нотами, кроме Программы на первый случай изданной, печатано было несколько музыкальных пьес и целых тетрадей; а потом с 1774 г. издавалось и целое Периодическое музыкальное Сочинение, составлявшееся Капельмейстером Керцеллием, под названием Музыкальные Увеселения, коих и вышло 4 отделения в лист. С того же времени и Св. Синод при Московской своей Типографии для исправнейшего и единообразного в Церквах пения, завел наборные Церковные ноты, выписав пунсоны из Лейпцига же от Брейткопфа.

Сими нотами сперва в 1772 г. напечатана была Азбука нотная, а потом постепенно весь круг Церковных нотных книг. В Петербурге при Академии Наук заведены буквы наборных Итальянских нот уже около 1780 г. Ими напечатаны некоторые сочинения Бортнянского, Козловского и других.

В том же году Лейпцигского Типографа Брейткопфа сын Бернард Федор по данной ему 23 Декабря Высочайшей привилегии завел нотную наборную Типографию, Естампную и Ландкартную в С.-Петербурге.

В Москве завел нотную наборную Типографию Музыкант Франц Вейсгебер, и с 1808 г. издавал Гармонический Журнал.

Ныне уже есть в России многие художники, занимающиеся печатанием нот на медных и каменных досках. {Болховитинов}