Иосиф Соломон бен-Моисей Луцкий

прозванный Яшар (????) — караимский ученый и писатель; род. в 1770 г. в Кукизове близ Львова, жил впоследствии в Луцке и около 1802 г. поселился в Евпатории, где стал хахамом.

Когда в 1827 г. издан был указ о привлечении евреев, в том числе и караимов, к отбыванию воинской повинности, караимские общины в Крыму отправили депутацию, состоявшую из Симхи бен-Соломон Бабовича (подробности см. Бабович).

Когда Иост в 1829 г. вступил в письменные сношения с крымскими караимами, он обратился также к И. После 1831 г. И. предпринял путешествие в Палестину (отчего назван был Иерушалми) и по возвращении остался в Евпатории до смерти своей в 1844 г. — Из потомков И. известен его единственный сын Авраам, прозванный Ибн-Яшар, который также был ученым и писателем (см.). — И. обладал обширными познаниями и написал следующие сочинения: 1) ??? ???? ???? ?????, педагогического содержания, состоит из 2 частей: а) ???? ???, заключает азбуку, склады и краткие молитвы для детей на евр. яз. с татарским переводом; б) ?? ???, известное сочинение Вениамина Мусафии с переводом евр. слов на татарский яз. и с приложением ключа к евр. корням, встречающимся в книге, и приводимых в ней библейских стихов, под заглавием ??? ???. Издание, напечатанное в Константинополе в 1831 г., вызвало по неизвестной причине неудовольствие многих, что заставило автора на некоторое время отправиться в Палестину. — 2) ???? ???, пространный суперкомментарий к ????? ??? Аарона Старшего, напечатанный вместе с текстом в Евпатории в 1835 г. И. обнаруживает обширные познания в разных областях; книга была встречена восторженно и удостоилась лестных отзывов в предпосланных изданию апробациях.

В своем предисловии И. упоминает только один комментарий, которым он пользовался, а именно ????? ???? своего тестя Мордехая бен-Нисан Кокизова.

Издание это почему-то вызвало против него некоторое озлобление со стороны его шурина Давида Кокизова, и он составил ряд замечаний против комментария И. под заглавием ??? ??? и хотел поместить их в конце издания, что, однако, не было допущено.

Но И., ознакомившись с замечаниями Давида Кокизова, в особой книжке (1834) обнародовал 14 из них под заглавием ???? ?????, поместив рядом свои возражения под названием ???? ????. Кокизов опроверг возражения противника в книге ???? ???, которая, однако, осталась неизданной, его же замечания ??? ??? впоследствии полностью помещены были в ??? ???, изданном уже после его смерти (Петербург, 1897). — 3) ???? ????? ????, подробное описание путешествия в Петербург вместе с Бабовичем, напечатано с пунктуацией и татарским переводом его шурина Авраама Фирковича в Евпатории в 1840 г. — 4) Религиозная поэзия, молитвы, гимны и др., из которых 17 (или 18) помещены в караимских молитвенниках (изд. Вильна, I, 447, IV, 123, 149, 154—156, 159, 160, 220, 224—228); одно из его стихотворений, ????? ???? ??? ("Песнь на праздник Кущей"), вышло отдельно в Евпатории. — 5) Календарь, обнимающий 1859—1901 гг., издан после смерти автора, по-видимому, в Евпатории в 1858 г. Составленные им таблицы конъюнкций (????) и новолуний послужили основанием для исправления караимского календаря за означенные годы. — Ср.: Jost, Gesch. des Judenth., II, 374—375; Gottlober, ?????? ??????? ????, 179; Furst, Gesch. des Kar., III, 131—133; Firkowitsch, ???? ?????, 4; Синани, "История возникновения и развития караимизма", II, 259; Posnanski, The karaite literary opponents of Saadiah Gaon, 90, № 48; idem, Die karaische Literatur der letzten dreissig Jahre, 9, 25. С. П. {Евр. энц.}