Иосиф Вельяминов-Рутский

— третий униатский митрополит, умер 5 февраля 1637 г. Он был сын московского воеводы Вольяминова, передавшегося на сторону польского короля в 1568 г. после сражения при Уле и получившего фамилию Рутского по имению своему Руте в пределах нынешнего Новогрудского уезда Минской губернии.

Иосиф в молодости изменил православию и перешел в кальвинизм; но потом иезуитами обращен в латинство и отправлен в Рим, в греческую коллегию, а по окончании в ней курса, в интересах латинской пропаганды, наружно принял унию. По возвращении из Рима, в виленском Троицком монастыре в 1606 г. пострижен Ипатием Поцеем в монашество; затем ему поручен был надзор за молодыми людьми, готовившимися в этом монастыре к монашескому званию, а также наблюдение за монастырской школой. 21 июля 1608 г. Поцей назначил его наместником своей митрополии, несмотря на протесты виленского униатского духовенства, а в конце того же года — архимандритом виленского Троицкогомонастыря.

В 1611 г. Поцей посвятил Рутского во епископа и наименовал его своим викарием во Львове, хотя он продолжал жить в Вильне, в Троицком монастыре.

По смерти Поцея Иосиф 8 августа 1613 г. назначен был киевским униатским митрополитом.

Действуя против православных иногда и силою, подобно Поцею, Рутский все-таки старался возродить униатскую церковь более посредством внутренних преобразований: в 1617 г., в имении своем Новогродовичах, в пределах нынешней минской губернии, он созвал на конгрегацию всех настоятелей униатских монастырей и, при содействии иезуитов, положил здесь начало униатскому базилианскому ордену, устроенному по образцу латинских; в 1613 г. выхлопотал королевскую грамоту, предоставлявшую базилианам образование униатского духовенства и народа и в 1626 г., на кобринской базилианской конгрегации провел постановление об открытии особой семинарии для образования униатского духовенства; в 1635 г. выхлопотал королевскую грамоту, по которой одни базилиане могли занимать всякие иерархические должности в униатской церкви.

Умер в Дермане и погребен в виленском Троицком монастыре.

Макарий, "Ист. рус. церкви", ?; Чистович, "Очерк ист. зап.-рус. церкви", II; Батюшков, "Литва и Белоруссия"; Коялович, "Литов. церк. уния", ІІ; Щербицкий, "Вилен. Троицкий монастырь"; Брянцев, "Ист. государства литовского". (Иван Михайлович Иосиф Дроздов (Иван Михайлович) — епископ.

Сын диакона, род. 7 сентября 1824 г. в с. Лекме, Весьегонского уезда Тверской губернии, умер 28 сентября 1881 г. Учился в краснохолмском духовном училище, в тверской семинарии, и в Петербургской духовной академии.

На последнем курсе Академии, 4 апреля 1851 г., принял монашество, на следующий день рукоположен во иеродиакона, 2 сентября — во иеромонаха.

По рекомендации ректора академии епископа Макария (Булгакова, впоследствии митрополит московский), рижский преосвященный Платон (Городецкий, впоследствии митрополит киевский) определил Иосифа 21 сентября 1852 г. инспектором в новооткрытую Рижскую семинарию; вместе с тем он был назначен членом комитета по рассмотрению духовно-назидательных сочинений, изготовляемых для рижской паствы, помощником редактора журнала "Училище благочестия", издававшегося на эсто-латышском и русском языках членом комитета по составлению латышско-русского словаря и членом рижской консистории, 23 июля 1856 г. он был назначен ректором симбирской духовной семинарии, 6 августа возведен в сан архимандрита; 21 декабря назначен директором симбирского тюремного комитета; 9 января 1857 г. — кафедральным цензором.

В 1860 г., 24 ноября, как человек опытный в церковной службе на окраинах России, перемещен в Литовскую семинарию и назначен настоятелем виленского Свято-Троицкого монастыря.

В Вильне состоял благочинным над монастырями, членом консистории, кафедральным цензором, директором тюремного комитета, директором статистического комитета, членом церковно-строительного губернского комитета, редактором епархиальных ведомостей.

Получая за свою службу неоднократно благодарности и награды, 14 сентября 1868 г., по ходатайству литовского митрополита Иосифа Семашки, хиротонисан в сан епископа ковенского, викария литовской епархии. 7 декабря 1874 г. назначен епископом смоленским. — Преосвященный Иосиф привлекал к себе сердца всех своею замечательною добротою, Смоленская паства со слезами провожала во гроб его останки.

Как администратор, он действовал в духе любви, милосердия и совершенной снисходительности; к подчиненным относился, как добрый, любящий отец. Был всегда и всем доступен, со всеми внимателен, предупредителен.

Часто предпринимал объезды епархии, но всегда ездил без так называемой архиерейской свиты и был желанным гостем у приходских священников; очень часто говорил проповеди, но никогда не писал их. Смоленская епархия обязана ему преобразованием смоленского училища девиц духовного звания и попечительства о бедных духовного звания, постройкою помещений для многих причтов епархии, преимущественно городских, учреждением благочиннических советов.

Скончался преосвященный в Ялте, где находился для излечения болезни, погребен в Смоленске, в Успенском соборе.

Его слово при наречении во епископа и духовное завещание напечатаны в "Смоленских епархиальных ведомостях" 1881 г. Афонский, "Краткий очерк жизни и деят. преосв.

Иосифа, еп. смоленского", (из "Смоленск. епарх. вед." 1881 г.). С. ?. Р. {Половцов}