Иов митрополит новгородский

— митрополит новгородский, умер 3 февраля 1716 года. Год рождения неизвестен, происходил из духовного звания, родился в с. Катунках, Балахнинского уезда. Еще в молодых летах постригся в монахи в Троице-Сергиевой лавре; здесь, вероятно, он и приобрел начитанность, какою отличался впоследствии; о первоначальном же учении его нет никаких сведений.

Был архимандритом Высокопетровского монастыря в Москве, а в 1694—1697 гг. архимандритом Сергиевой лавры; 5 июня 1697 г. патриархом Адрианом посвящен в сан митрополита новгородского.

Отличаясь большою скромностью, он неохотно принял это высокое назначение.

В 1699 г. 2 октября он перенес в Софийский собор мощи первого новгородского епископа, св. Иоанна Корсунянина.

В 1706 году он испросил у царя освобождение братьев Иоанникия и Софрония Лихудов и учредил в Новгороде два училища — греко-латинское и славянское; с помощью учеников, получивших образование в этих школах, он впоследствии открыл в своей епархии еще 14 русских школ. Преподавая в училище, Лихуды по поручению преосвященного Иова сделали еще несколько переводов с греческого и латинского языков; для издания переведенных ими книг Иов испросил у государя типографию, заведенную некогда при царском дворе Симеоном Полоцким, так называемую "верхнюю", но передача этой типографии в Новгород почему то не состоялась.

Особенно замечательным делом Иова является учреждение в 1706 г. в Новгороде трех больниц и дома для воспитания незаконнорожденных и подкидышных младенцев.

Иов относился к этому последнему учреждению с большою любовию и вниманием; первое время он даже и содержал его на счет своих собственных доходов; но впоследствии царь Петр назначил этому благотворительному заведению пособие от казны, а в 1715 г. предписал сделать во всех городах империи, при какой-либо церкви, госпитали по примеру заведенных Иовом. Во внутреннем управлении паствою Иову приходилось много бороться против раскольников; в 1707 г. он написал опровержение на подметное раскольническое письмо о рождении антихриста; в 1710 г. он успел помешать осуществлению намерения братьев Денисовых устроить обширный притон для раскольников на бойком торговом месте по р. Чаженге.

Много забот так же требовало от преосвященного церковное устройство и управление в новозавоеванных у Швеции областях, присоединенных к его епархии. — Иов пользовался большим расположением и уважением Петра Великого и ближайших его сотрудников.

В 1704 и 1711 гг. он приезжал в Петербург и в 1704 г. освятил первую в Петербурге церковь — в крепости, во имя Петра и Павла. Начиная с 1712 г. он просился неоднократно на покой, но государь не соглашался на его просьбу.

После Иова осталось большое количество писем, очень любопытных для истории того времени; напечатана только небольшая часть их в "Страннике" за 1861 г., февраль; письма к нему — в "Чтениях Московского Общества истории и древностей", 1860, III, большая же часть его переписки хранится в рукописи в библиотеке Петербургской духовной академии.

Чистович, "Новгород, митр. Иов", в "Страннике", 1861, февраль, 61—145; "Странник", 1861, октябрь, 155; "Чтения", 1860, III; 1878, IV, 142; духовное завещание Иова напечатано в "Опис. Соловецкого мон.", Досифея, II, 247—262. {Половцов} Иов, митрополит новгородский — архимандрит Сергиевой лавры, с 1697 г. митрополит новгородский (†1716). В 1706 г. он открыл при своем архиерейском доме Училище (с древн. языками), вызвав для заведования им из заточения Лихудов (см.); по другим городам своей епархии также основал училища, с элементарным курсом; на свои средства устроил три больницы в епархии, содержал богадельню, два странноприимных дома, и первый в России основал, в упраздненном м-ре, приют для подкидышей и незаконнорожденных.

Памятником его борьбы с расколом служит сочинение: "О рождении антихриста" (М., 1707). Его любил и уважал Петр Великий.

Его биография (И. Чистовича) — в "Страннике" (1861 г.); там же сборник его писем, интересных для истории его времени.

Н. Б. {Брокгауз} Иов, митрополит Новгородский — митрополит Новгородский и Великолуцкий.

Родился в селе Катунки Балахнинского уезда Нижегородского края. Происходил из духовного сословия.

Рано принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре.

С 1690 года — архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. 28 апреля 1694 года переведен из Высокопетровского монастыря настоятелем Троице-Сергиева монастыря. 6 июня 1697 года патриархом Адрианом († 1700) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита.

В 1704 году освятил в Санкт-Петербурге первую церковь в крепости.

С 1712 года неоднократно просил увольнения на покой, но его просьбы не были удовлетворены.

Скончался 3 февраля 1716 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе.

Митрополит Иов принадлежит к числу выдающихся русских иерархов.

По условиям того времени, он не получил достаточного начального образования, но был человеком довольно просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения.

Он очень любил книги и принимал их, по его выражению, "яко корабли индийския, наполненныя тмищными благами и бисеры многоценными, различным индийским камением и адамантами сияющими". Он имел у себя обширную библиотеку.

С уважением относился митрополит к ученым и готов был прощать их вольные и невольные слабости.

По его ходатайству были возвращены из ссылки греческие ученые братья Лихуды, которые стали первыми учителями образованного митрополитом Иовом в 1706 году Новгородского греко-славянского духовного училища.

Для училища было выстроено специальное двухэтажное здание за счет средств Софийского собора.

Ученики же, которых насчитывалось до 153 человек, содержались за счет домовой казны митрополита.

В деле развития просвещения митрополит Иов был прогрессивен для своего времени.

Его епархия являлась образцом для других епархий.

Основанное им духовное училище стало центром развития образования не только в Новгородской епархии, но и в других.

По рекомендации Священного Синода, многие епархии стали обращаться к митрополиту Иову за учителями из числа воспитанников училища.

Под покровительством преосвященного Иова в Новгороде был создан кружок образованных лиц, занимавшихся переводом книг с греческого и латинского языков на русский.

Митрополит Иов возбудил вопрос о необходимости улучшения славянского перевода библейского ветхозаветного текста.

Петр I указом от 14 ноября 1712 года повелел предпринять ревизию текста.

Преосвященный Иов ходатайствовал об открытии в Новгороде типографии и уже получил разрешение, но по некоторым обстоятельствам осуществить это благое дело ему не удалось.

Митрополит Иов известен и учреждением в своей епархии благотворительных и воспитательных заведений для сирот. С 1707 года на средства от своих вотчинных доходов он устроил в Новгороде три больницы, две гостиницы для странников и первый в Росии воспитательный дом (для незаконнорожденных и подкидышей).

Митрополит Иов умел охватить своим вниманием все стороны жизни своей епархии.

Он много потрудился по восстановлению и обновлению церквей в своем епархиальном городе, который значительно пострадал от бывших в нем пожаров.

Новгородская епархия была обширной, а за время служения митрополита Иова она еще увеличилась за счет присоединения завоеванных областей и городов — Выборга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга.

Много трудов выпало на долю митрополита Иова по управлению такой епархией.

Особенно деятельным проявил себя митрополит Иов в борьбе с расколом, получившим распространение в некоторых уездах Новгородского края. Раскольники смущали народ, распространяя письмо о пришествии антихриста.

Для успокоения своей паствы митрополит Иов составил полемический трактат "О рождении антихриста", напечатанный в Москве в 1707 году, и разослал его по всем городам епархии.

Митрополит Иов сочувственно относился к деятельности Петра I, который, в свою очередь, ценил Новгородского архипастыря и, несмотря на неоднократные просьбы, не соглашался отпустить его на покой. Труды: Письма // Чистович И. А. Новгородский митрополит Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. — СПб., 1861. — Февраль, с. 61—145. О рождении антихриста. — М., 1707. Духовное завещание // Досифей (Немчинов), архимандрит.

Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря: в 3 ч. — М., 1858. — Ч. 2, с. 247—262. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 4, с. 21, 22, 24, 25, 210, 247, 248, 449. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. — М., 1890, ч. 1, с. 156. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 600, 601, пр. 22. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, с. 29, 30. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713—1913 гг. — СПб., 1913, с. 21—28, 47, 69. Кедров Н. И. Просветительская деятельность Троице-Сергиевой лавры в первые три века ее существования (краткий исторический очерк). — М., 1892, с. 45. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406, 1407. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 37, 140, 173. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 688. Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1846—1918; 1860, III, IV, с. 142. Православный собеседник. — Казань, 1858, август, с. 573. — 1907, апрель, с. 550—551; ноябрь, с. 698, 706. — 1912, декабрь, с. 847. Церковный вестник. — СПб., № 13, с. 199. Исторический вестник. — СПб., 1884, январь, с. 102. — 1886, январь, с. 9; апрель, с. 154—155. — 1892, февраль, с. 497, 498. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1880, март, с. 733. — 1882, октябрь, с. 38. — 1887, июль, с. 1, 2, 6, 12—26. Странник. — СПб., 1861, февраль, с. 61—145; октябрь, с. 155. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 226—234. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1106—1107. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 19. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 310. Белоброва О. А. Иов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 85—86. Иов, Митрополит Новгородский — Митрополит Новгородский, постриженец Троицы Сергиева Монастыря, потом бывший Архимандритом в Московском Петровском Монастыре, а из него переведен Архимандритом же 1694 года в Троицкий Сергиев Монастырь; оттуда в 1697 году Июня 6 посвящен прямо в сан Митрополита Новгородского.

Он освободил из заточения братьев Лихудов, (см. выше ст. Иоанникий Лихуд) и посредством их с 1706 года завел в Новгороде при доме своем два Училища, одно Греко-Латинское, а другое Славянское для детей всякого чина. От сих Училищ размножил он Славянские Грамматические школы по Уездным городам своей Епархии числом до 14. С 1707 года он вознамерился было завести в Новгороде Типографию для печатания книг, переводимых Лихудами и некоторыми из старых учеников их, вызванных из Москвы в Новгород.

Для сего испросил он у Государя лежавшую без употребления в Москве Типографию, именовавшуюся Верхнею, заведенную некогда Симеоном Полотским в Царском Кремлевском Дворце.

Но поелику за сею Типографию посланный в 1708 году Учитель Софроний Лихуд оставлен для обучения Школ в Москве и встретились некоторые препятствия сему намерению, то оное и осталось без исполнения.

Сей Пастырь скончался 1716 года Февраля 3. Из сочинений его известна одна только небольшая книжка под названием Увещательный Ответ от Писаний, в опровержение некоторой возмутительной раскольничьей подметной тетрадки О рождении Антихриста, появившейся 1707 г. в Новгороде между народом.

Ответ сей списками разослан был по всей Новгородской Епархии и в том же году по Указу Государеву был для всего народа напечатан в Москве в 4 долю листа. В Новгородской Софийского Собора библиотеке сохраняется три книги писем его, писанных к разным Царским и другим особам.

Кроме всех вышеупомянутых заведений, клонившихся к распространению отечественного просвещения, Пастырь сей достопамятен еще другими, делающими честь его человеколюбию.

Он с 1706 года на иждивение собственных своих вотчинных доходов завел в Новгороде три больницы и при реке Волхов на берегу две гостиницы для прохожих и (чему до него не осмеливался еще никто подать примера) дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев.

Для сего последнего, необыкновенного в те времена заведения, назначил он приписной к Архиерейскому своему дому целый Монастырь за городом, называвшийся Колмов, где ныне находятся больницы Приказа Общественного Призрения.

Государь Петр Великий, узнав о сих человеколюбивых учреждениях, в 1712 и 1713 годах на помощь содержания их указал брать половинные доходы с Монастырских вотчин за Онегою в Олонецком Уезде находившихся, и приписать сверх того все вотчины бывшей Троицкой Галилейской Пустыни.

Государыня Царица, Великие Княжны и многие Бояре, соревнуя тому, с своей стороны часто присылали к Преосвященному денежные на сие подаяние, а Новгородский Ландрихтер Римский-Корсаков с 1710 года предложил ему свое иждивение на устроение особой больницы при Знаменском Соборе, которая и доныне существует под ведомством Архиерейского дома по штатам 1764 года Во всех сих заведениях, по ведомости 1713 года на содержании значилось нищих, дряхлых, странных и подкидышей более 170 человек.

В 1715 году Государь повелел на Казенной кошт к гостиницам пристроить бани, поварни и многие покои, что все долго с тех пор существовало в Новгороде. {Болховитинов}