Исаия Копинский-Борисович

— митрополит Киевский и Галицкий.

Воспитанник Острожской школы, оплота Православия в Западнорусском крае. Пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре. 14 октября 1615 года перешел в новооснованный Братский Богоявленский училищный монастырь и организовал там общежитие.

Состоял старшим иеромонахом монастыря и был первым ректором православного училища.

С 1616 года — настоятель Киевского Межигорского Спасо-Преображенского монастыря.

В то же время принял на себя заботу об устроении вновь основанного Густинского Троицкого монастыря.

В 1619 году, оставаясь настоятелем Межигорского монастыря, основал недалеко от города Прилук Лубенский Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 6 октября 1620 года хиротонисан во епископа Перемышльского.

Хиротония совершалась Иерусалимским патриархом Феофаном в Киево-Братском монастыре при пении патриаршего монаха тайно, ночью, из опасения насилия со стороны поляков.

По причине недоброжелательства поляков на епархию не прибыл.

С 1628 года — архиепископ Смоленский и Черниговский.

Непризнанный польским правительством, проживал в заднепровских монастырях. 18 ноября 1631 года избран митрополитом Киевским.

Ввиду различных затруднений поселился в Киево-Михайловском монастыре.

В 1632 году представителями православных на сейме, избравшем королем Владислава IV, был отстранен от митрополии и переведен в Киево-Печерскую лавру, а на митрополию был избран Петр (Могила, 11646). Скончался 30 октября 1640 года (по другим источникам, в 1634 году). Погребен в Киево-Печерской лавре. Современники называли митрополита Исайю "богомысленным мужем", М. В. Толстой — "подвижником с молодых лет до гроба". 14 лет провел он в Антониевой пещере и был ее настоятелем.

Впоследствии в Ладинском скиту, где была игуменией его сестра Александра, он вместе со своим послушником Геннадием выкопал своими руками пещеру и подолгу жил там. Во епископа он был посвящен почти одновременно с Иовом (Борецким, I 1631), получившим сан митрополита.

Вместе с ним и другими епископами святитель перенес все ужасы тяжелого гонения, воздвигнутого на них иезуитами и униатами.

Основанное им духовное училище, подобно другим православным училищам, было разгромлено, церковь разграблена, братство рассеяно, ученики и учителя умирали в истязаниях.

Сам епископ Исайя, как и митрополит Иов, был объявлен изменником и скрывался вдали от своей епархии.

И хотя в дальнейшем обвинение в измене было с них снято, однако польское правительство не признавало прав митрополита Исайи, его не допускали в епархиальный город, и он лишь издали управлял своей паствой.

Гонения и притеснения в Малороссии до того усилились, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности.

После нескольких кровавых восстаний на Украине король наконец был вынужден дать православным некоторые льготы.

Снова возобновилась деятельность духовных школ. Митрополит Исайя с радостью благословлял игумена Киево-Печерской лавры Петра Могилу на основание высшей духовной школы при лавре. Большим горем для святителя Исайи было отпадение от Православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого, т. к. именно на пожертвования его родителей (князя Михаила и княгини Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился епископ Исайя. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к правой вере. В 1632—1633 годах на сейме, избравшем нового короля Владислава IV, впервые (от возникновения унии) польским правительством были признаны православный Киевский митрополит и четыре епископа, но престарелому Исайи не пришлось воспользоваться плодами этой победы Православия.

На том же сейме было определено, что дряхлый и слабый Исайя не сможет возглавить новую напряженную борьбу с униатами и иезуитами, и митрополитом Киевским был избран более молодой и энергичный Петр Могила.

Как отнесся митрополит Исайя к избранию Петра Могилы? Мнения историков в этом вопросе расходятся.

Одни считают, что митрополит Исайя не препятствовал Петру Могиле и даже сам благословил его добиваться первосвятительства.

Другие говорят, что он не препятствовал новому энергичному митрополиту лишь только потому, что видел бесполезность борьбы, но и не содействовал ему. Однако есть и такое мнение, что митрополит Исайя вступил в тяжбу с митрополитом Петром и последнему потребовалось много труда и энергии, чтобы отстоять свою кандидатуру на сейме. Какое из этих мнений считать более основательным или правдивым, определить трудно.

Но есть общее мнение всех историков, которое является наиболее важным и существенным для характеристики жизни и деятельности святителя: митрополит Исайя был "муж богомудрый", подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу Православия и своей угнетенной, гонимой православной паствы.

Труды: Древняя лествица.

Наказ священникам.

Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому.

Литература: Евгений (Болховитинов), митрополит.

Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. — Киев, 1825, с. 166—171. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 11, с. 397—413, 457, 458. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 495—496; 500—501. Голубев С. Т. История Киевской духовной академии. — Киев, 1886. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. — СПб., 1882—1884. — Ч. 2. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4,17, 25, 591, 928, 930, 1042. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898. — Вып. 1, с. 13. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 224. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 105. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1413. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 302, 677, 678, 683. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1846—1853. — Т. 4, № 526. Летопись о создании Густынского монастыря, с предисловием // Сообщ. О. Бодянский // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1848. — Т. 8, отд. 2, с. II, 63. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь.

Исторический очерк от основания его до настоящего времени. — Киев, 1889, с. 53—59. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. — СПб., 1864, с. 91, 92. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 631, 643. Труды Киевской духовной академии. — 1869, сентябрь, с. 359, 364, 382. Русский паломник. — 1911, № 38, с. 597. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1897, № 1, с. 23. Исторический вестник. — СПб., 1900, март, с. 1234. Известия по Казанской епархии. — 1912, № 33, с. 992. Православное обозрение. — М., 1874, январь-июнь, с. 210—243; 303—326. Журнал Московской Патриархии. — М., 1951, № 3, с. 40—41. — 1954, № 4, с. 11; № 5, с. 32, 34, 35. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 962—963. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 15, с. 588. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 141. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 363. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 14, 32, 39. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 259, 261,403,404,415,432,434,446, 447, 453, 459, 471—475, 477—481, 487, 493, 494, 498, 500, 501, 519—523, 547, 571, 603, 618, 619, 622, 623, 628, 630, 631.