Исидор митрополит всея Руси

— митрополит всея Руси, умер в 1472 г. или в 1463 г. Родом грек или болгарин, он в 1437 г. рукоположен был в Царьграде патриархом Иосифом на русскую митрополию.

Хотя у великого князя был свой кандидат, рязанский владыка Иона, но все же Исидор был принят в Москве.

Новый митрополит московский и всея Руси еще ранее, в сане игумена, принимавший участие в посольстве от императора Иоанна к Базельскому собору, имел поручение склонить русских к принятой греками на соборе унии; сам он готов был на унию как грек патриот, ибо был убежден, что благодаря ей греки получать достаточные средства для отражения турок. В Москве Исидор выразил желание отправиться на собор, созванный папою и императором для соединения церквей.

Великий князь противился такому желанию, но, наконец, уступил митрополиту, взяв с него клятву, что он "ничто странна и чюжа" не принесет от латинян и крепко будет стоять за православие.

Но уже в Юрьеве (Дерите) Исидор поклонялся прежде "крыжу ляцкому", а потом уже православным крестам, и, проводив первый до костела, православных крестов не провожал.

На соборе сначала в Ферраре, а потом во Флоренции Исидор был явно на стороне латинян.

Добившись нескольких уступок, латиняне и державшие их сторону православные поспешили составить соборное определение, чтобы только считать этот собор состоявшимся.

Исидор получил от папы сан кардинала и звание "легата от ребра апостольского" для всех северных стран. На возвратном пути в Будине, Кракове и Львове он объявлял о соединении церквей и совершал литургии в латинских храмах; зиму провел в Киеве, где от князя Олелька Владимировича получил грамоту на все митрополичьи отчины и доходы.

В Москве, куда он вернулся весной 1441 г., перед ним несли латинский крест, и это всех изумило.

На первой же литургии, которую совершал митрополит, на эктениях "место восточных патриархов поминали папу Евгения; по окончании службы архидиакон стал читать с амвона определения Флорентийского собора.

Все от изумления безмолвствовали; но сам великий князь выступил с обличительным словом: он назвал Исидора волком-хищником, лже-пастырем, еретиком, губителем христианских душ, приказал посадить его в заключение в Чудовом монастыре и созвал собор из епископов для рассмотрения Флорентийских соборных постановлений.

Последние признаны были противными древнему православному учению;

Исидора было решено склонять к раскаянию и исправлению (в одной летописи говорится даже, что он будто бы осужден был на сожжение), но напрасно; из заключения он успел бежать в Тверь, где великий князь Борис сначала хотел его задержать, но вскоре отпустил и Исидор чрез Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов.

Известия русских летописей об Исидоре оканчиваются заявлением, что в Риме он "нигде же пристанища не имел"; умер там же по одним известиям в 1472 г., по другим 14 марта 1463 г. Полн. собр. рус. лет., II, 354; ІII, 112; IV, 122, 210—212; V, 29, 30, 267; VI, 151—169, 319; VII; 163; VIII, 100, 109, 122; "Др. Росс. Вивл.", т. VI, Sylv. Syropuli, "Vera historia unionis non verae", Hagae, 1660; Макарий, "Ист. русск. цер.", т. IV. {Половцов}