Иванов Андрей Владимирович

Иванов Андрей Владимирович (р. 29.01.1958) — спец. по теории познания и филос. культурологии; д-р филос. наук, доц. Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МГУ (1984). С 1985 — асс. кафедры диалектич. материализма филос. ф-та МГУ (с 1990 — кафедра систематической филос.), с 1992 — доц. этой кафедры.

Докт. дисс. — "Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал" (1998). Зам. гл. ред. ж. "В. МГУ. Сер. Философия", зам. гл. ред. словаря "Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды" (М., 1993; 2-е изд. — М., 1995); член ред. совета III изд. этого словаря (1999). Вице-президент обществ. культурно-экол. фонда "Алтай — 21 век". В конце июня 2000 переехал на работу в Алтайский край. В наст. время — проф. Алтайского гос. ун-та (г. Барнаул).

В работах И. систематически развивается софиологическое направление рус. "метафизики всеединства". Дается совр. филос. интерпретация и науч. экспликация идеи Софии как многоуровневой материально-идеальной (или энерго-инфор-мац.) субстанции, лежащей в основе возникновения многообразных жизненных форм в Космосе и обеспечивающей их информац. упорядоченность и взаимодействие (со-знание).

Разрабатывается онтол. учение о сознании человека как органической и конструктивной части единой софийной реальности, представляющей собой не только опосредованную физ. действием и техн. устройствами, но и непосредственную эволюционную силу в Космосе, способную к безграничному совершенствованию.

Софийная онтология сознания дополняется выделением его гносеол. структуры, включающей четыре сферы (телесно-перцептивную, эмоционально-аффективную, логико-понятийную и ценностную) и три уровня (бессознательный—сознательный—сверхсознательный).

Обосновывается идея, что важнейшим органом жизнедеятельности сознания, интегрирующим все его уровни и сферы, а также выступающим носителем глубинного Я личности, является сердце с такой присущей ему познавательной способностью как разум сердца (или сердечное ведение).

В культурол. плане И. доказывает взаимодополнительность важнейших сфер дух. творч. (дух. культуры) человека (религии, науки, филос., мистики и искусства), поскольку они основываются на деятельности разл. познавательных способностей сознания и потому несводимы друг к другу. Вместе с тем формулируется ряд эвристических принципов, позволяющих разл. сферам дух. культуры вести продуктивный и взаимообогащающий диалог и тем самым образовывать соборное единство Духа. Рассматривая в историософском аспекте отношения между культурно-географическими мирами Востока, Запада и России-Евразии, И. видит их различия в специфике временного существования (примат, соответственно, природно-телесного, соц. и дух.-космич. времени) и отсюда объясняет закономерную смену их ист. лидерства.

Специфика культурно-ист. бытия России в доминирующем дух.-космич. времени — времени личного совершенствования и соборного преобразования мира на дух.-нравств. основе — является важнейшей онтол. предпосылкой ее цивилизац. лидерства в XXI веке, к-рое будет связано с переходом от техногенно-потребительской, олицетворяемой странами Запада, к дух.-экол. (или ноосферной) цивилизации.

В этом плане обосновывается тезис о наличии на территории России—Евразии уникальных биосферно-ноосферных регионов, обладающих необходимым природно-культурным потенциалом для стратегического дух.-экол. цивилизац. прорыва.

Соч.: О свободе определения и об определении свободы // ФН. 1990. № 11; Философская судьба Э.Кассирера // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 2; Социально-правовой Космос России: суждено ли сбыться мечте // В. МГУ. Сер."Философия". 1992. № 2; Уровни русского самосознания // В. МГУ. Сер."Социально-политические исследования". 1993. № 6; Запад—Россия—Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентации).

М., 1993; Четвертая печать.

Эскизы к феноменологии русского духа. [В соавт.]. Тверь, 1993; Сознание и мышление.

М., 1994; На пороге III тысячелетия // Москва. 1994. № 2; Принципы формирования культурного Космоса // В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 2; "Андреев Д.", "Бакунин М.А.", "Блаватская Е.П.", "Герцен А.И.", "Данилевский Н.Я.", "Мечников Л.И.", "Милюков П.Н.", "Новгородцев П.И." (ч.2), "Победоносцев К.П.", "Потебня А.А.", "Pepux H.K.", "Розанов В.В." (Ч.1), "Солоневич И.Л.", "Сорокин П.А." [совм. с Алексеевым П.В.], "Тихомиров Л.А." (ч.1), "Трубецкой Е.Н." [совм. с Алексеевым П.В.], "Туган-Барановский М.И.", "Федоров Н.Ф." [совм. с Алексеевым П.В.], "Флоренский П.А." (ч.2.), "Щербатской Ф.И.", "Юркевич П.Д." // Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды. 3-е изд. М., 1995; Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // В. МГУ. 1996. № 2; Эпоха софийного мыслетворче-ства: сущность и перспективы становления // Делъфис. 1997. № 3; Уникальные биосферные регионы как стратегический ресурс России—Евразии (на примере Горного Алтая) // Проблемы региональной экологии. 1997. № 3; Ноосферная цивилизация: сущность и закономерности становления. [В соавт.] // Россия Азиатская. 1998. № 2; Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации. [В соавт.] // В. МГУ. Сер."Философия". 1999. № 6; Пути противостояния современному иррационализму // Там же. 2000, № 6; Мир сознания.

Барнаул, 2000; Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы.

Барнаул, 2001.