Израилев Юрий Львович

(М. Ктони; р. 01.10.1939) — спец. по филос. культуры, теории познания и филос. техники; канд. техн. наук, д-р филос. наук, ст. н.с, проф. Моск. психолого-соц. ин-та. Род. в с. Городня Черниговской обл. (Украина).

В 1961 окончил энергетический ф-т Моск. ин-та инж. транспорта.

В наст. вр. — вед. н. с. НИИ, гл. метролог-технолог энергетической отрасли.

Ведет преп. работу по истории филос. Докт. дисс. — "Иррационально-эзотерические версии культуры" (1997). Член Академии гуманит. иссл., член Нью-Йоркской Академии наук. С 1962, изучая живучесть ма-шинно-человеч. систем в энергетике, пришел к выводу о необходимости освоения основ познания для увеличения достоверности решения многоаспектных техни-ко-соц. задач. В качестве осн., сложной машинно-чело-веч. системы, иссл., контроль и восстановление живучести к-рой он ввел в рамки единой филос. концепции, была выбрана отраслевая система тепловых электростанций России.

В дальнейших иссл. в этой и др. обл. впервые системно-целостно даны генезис, взаимосвязь, способы филос. реализации таких версий культуры, к-рые существенно выходят за пределы рационального знания.

В ряде публикаций 80-х гг. И. обосновал, что целостность осн. идей характеризуется как измерение истинности в пределах выделенной особой обл. культуры — ее основ. При этом, по его мнению, измерение истинности не м.б. эффективным, когда используется, в основном, одно средство — тип знания, в частности только филос. или матем. В его трудах доказано, что важнейший критерий такой метрологии — развертывание и свертка категорий и принципов.

Осн. части культуры, в к-рых сформулированная целостность исследуется И.: основы культуры, языкознание, поэзия, герменевтика, машинно-человеч. системы.

В работах начала 90-х гг. И. сформулировал отличительные особенности изложенной метрологии познания: в познавательном процессе — метролого-технолого-нормативная направленность; в языкознании —. создание системы (энциклопедический словарь) ист.-этимологич. и семантического преобразования терминов, характеризующих основы культуры, с обоснованием подобия болезней языка и основ культуры; в аксиоматике — совр. переосмысление системы живых мер. Обоснованная концепция живых мер, возрождая древнейшие традиции метрологии познания, доведена им в обл. тепловой энергетики до алгоритмов и информац.-экспертной системы.

Созданная системно-целостная модель и технология "свертки-развертывания" живых мер позволили структурировать базу знаний по основам культуры, сворачивая ее в пределе до "триедиства", напр, "личность—средство-проблема". В иссл. конца 90-х гг. развертывание системы живых мер осуществлено И. в виде компьютерной интерактивной энциклопедии.

Общая направленность к увеличению достоверности измерения истинности в обл. основ познания позволила выявить наиболее глубокие аналоги: в математике — интуитивно-конструктивный подход к аксиоматике (основаниям математики); в герменевтике и языкознании — минимизация несоответствий между сутью термина, средством и проблемой; в искусств, интеллекте — увеличение ясности, наглядности, достоверности с помощью экспертных правил и способа реализации технологического цикла. Предложенный комплексный филос. подход облегчает решение трудных технико-соц. задач, особенно в плане уменьшения опасности жизнедеятельности персонала сложных машинно-человеч. систем.

В ряде работ И. сформулировал и развернул комплекс новых идей. Среди них процесс взаимодействия рационального и иррационального рассматривается, прежде всего, как развертывание спонтанного, колл. бессознательного, интуитивного.

При этом глубокая неявная связь рационального и иррационального проявляется как "развертывание-свертка" того, что в мистике известно под именем "цветка мудрости"; в биологии — как модели симбиоза и симбиогенеза; в математике, логистике, герменевтике — как типы метасистем, типы логик, определяющих правила преобразований; в филос. науках — принципы, теории и способы измерения истинности.

Соч.: Рекомендации по реализации системного подхода к проблеме живучести. [В соавт.]; М., 1990; Основы теории живучести.

Опыт реализации на примере машинно-человеческих систем: В 2т. М., 1991'', Язык и разломы патриархата // ФН. 1994. № 1—3; Метрологические основы познания — душа культуры // Там же. 1994. № 4—6; Эзотерика основ культуры.

М., 1995; Основы экспертно-эзотерического познания // ФИ. 1995. № 2; Типы катастроф // Архетип. 1996. № 2; Живая мера (Опыт поэтического осмысления проблем культуры).

М., 1998.