Каменская Мария Даниловна

Каменская Мария Даниловна — выдающаяся русская певица; родилась в 1855 г. Получив музыкальное образование в С.-Петербургской консерватории, в классе г-жи Ниссен-Саломан, К. в 1874 г. дебютировала в Императорской русской опере в роли Вани, в опере "Жизнь за Царя". В продолжение многих лет К. занимала первенствующее место в труппе русской оперы и исполняла все ответственные партии меццо-сопрано.

Из ролей ее наиболее выдаются: Фидес в "Пророке", Амнерис в "Аиде", заглавная роль в опере "Орлеанская дева", Ваня в "Жизнь за Царя", княгиня в "Русалке", Рогнеда в опере того же названия.

В 1887 г. она оставила театр, но в 1891 г. вновь поступила на сцену. Голос ее по красоте, ровности и силе может считаться одним из замечательных не только в России, но и за границей.

В продолжение своей карьеры К. была всегда пропагандисткой всего нового и талантливого; напр. романсы и оперы П. И. Чайковского находили в ней самую горячую и талантливую истолковательницу.

Н. С. {Брокгауз} Каменская, Мария Даниловна — хорошая оперная певица (меццо-сопрано), род. 1854 в СПб.; училась в Мариинском институте и СПб. консерватории, курс которой кончила по классу Ниссен-Саломон.

В 1874 дебютировала на СПб. Мариинской сцене (Ваня), и с тех пор с успехом поет на Имп. сцене, исключая перерыв 1886—1891, когда выступала на частных сценах. (В.). {Риман} Каменская, Мария Даниловна (урожд. Вальтер) [19(31).8.1854 (в нек-рых источ. 1851), Петербург — 1925, Хельсинки] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица.

Окончила петерб.

Мариинский ин-т. Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан), к-рую окончила в 1873. В 1874—86 и 1891 — 1906 солистка петерб.

Мариинского т-ра (дебютировала в партии Вани — "Жизнь за царя"), в 1886—91 — Тифлис. оперного т-ра. Гастролировала в России (в т. ч. в Большом т-ре, сент. — ноябрь, 1887, 1902) и за границей (Вена, 1881). В 1901 получила звание "Солистка Его Величества". Обладала ровным, звучным (особенно в верхнем регистре) голосом широкого диапазона, чистой интонацией, превосходной дикцией и чувством стиля. Арт. особенно были близки рус. нар. образы.

Репертуар включал 36 партий в 34 операх. 1-я исп. партий: Иоанны д''Арк ("Орлеанская дева"; готовила под рук. И. Прянишникова), Марты ("Иоланта"), Весны-красны ("Снегурочка"), Егоровны ("Дубровский"), Солохи ("Ночь перед Рождеством"), Тизбы ("Анджело"); в Мариинском т-ре — Любови ("Мазепа" П. Чайковского), Колдуньи ("Гензель и Гретель"); в Тифлисе — Иоанны д''Арк ("Орлеанская дева"); в Большом т-ре — Фрики ("Валькирия"); на рус. сцене — Амнерис ("Аида"), Брангены ("Тристан и Изольда"), Молодого пастуха ("Тангейзер"), Шверлейты ("Валькирия"). Лучшие партии: Рогнеда ("Рогнеда"), Солоха ("Черевички"), Морозова ("Опричник"), Няня ("Евгений Онегин"), Спиридоновка, Егоровна, Амнерис, Фидес, Ортруда, Брангена.

Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Ганна ("Майская ночь"), Графиня ("Пиковая дама"), Маркиза Кардерош: Памела, Зибель, Маддалена, Эмилия, Марта ("Мефистофель"). Партнеры: М. Долина, М. Корякин, И. Мельников, Д. Орлов, О. Палечек, И. Прянишников, Л. Собинов, Ф. Стравинский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин.

Пела п/у М. Ипполитова-Иванова.

Э. Направника.

С 1906 вела конц. деят-сть. Камерный репертуар состоял в основном из романсов рус. композиторов: Ц. Кюи, А. Рубинштейна, Э. Направника и особенно П. Чайковского 1-я исп. романсов Направника (ор. 44; 18 окт. 1883), Выступала также в симф. концертах — исп. сольные партии в Реквиеме Р. Шумана (1-я исп. в России, Петербург, 3.12.1883), в 9-й симфонии Л. Бетховена, в Реквиеме Дж. Верди. Певице посвятили свои романсы П. Чайковский — "Песнь Миньоны" (ор. 25 № 3, 1875), Н. Римский-Корсаков — "То было раннею весной", А. Глазунов — "Все серебряное небо", Ц. Кюи "Коснулась я цветка" (ор. 49, № 1). Вела также пед. деят-сть. Записывалась на грампластинки (9 произв.) в Петербурге ("Граммофон"). Лит.: Ф[индейзен] Н. 25-летие артистической деятельности М. Д. Каменской // РМГ. 1899. № 5. Стлб. 151 — 152; Мария Даниловна Каменская // Ежегодник имп. театров.

Сезон 1901 — 1902. Прилож. 1. — СПб., 1903. С. 19—22; Прощальный бенефис солистки Его Величества Марии Даниловны Каменской за 25 лет службы. — СПб., 1906; Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 84—85; Стар к Э. (Зигфрид).

Петербургская опера и ее мастера. — Л.; М., 1940. С. 69—72; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — [Л.], 1949. С. 108, 124, 169—170; Э. Ф. Направник.

Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. — Л., 1959. С. 60, 217, 425; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л., 1971. С. 143—145; ГозенпудА.

А. Русский оперный театр ХІХ века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 31 — 32, 218—220.