Каншин Алексей Михайлович

(Коншин) — арт. оперы (лирико-драм. тенор, затем бас) и антрепренер, В 1894—96 выступал в Америке, затем дебютировал в моск. Большом т-ре. В нач. 1900-х гг. был антрепренером в провинции.

В 1900-х гг. совершенствовался в пении у И. Тартакова.

В 1913— 17 солист петерб.

Т-ра муз. драмы, на сцене к-рого выступал в партиях Германа ("Пиковая дама"), Хозе ("Кармен"), Парсифаля.

В 1917 пел в Одессе.

Обладал сильным голосом (особенно в низком и среднем регистрах), однако "в его пении не было свободы, легкости звуковедения, верхи звучали очень напряженно и нечисто" (С. Левик)*. 1-й исп. на рус. сцене партии Пеллеаса ("Пеллеас и Мелизанда"), Парсифаля ("Парсифаль"). Др. партии: Собинин, Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Дон Жуан ("Каменный гость"), Самозванец, Андрей Хованский, Синодал, Владимир Игоревич, Лыков, Михайло Туча, Садко, Ленский;

Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Рауль ("Гугеноты"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Радамес, Канио, Джеральд, Вертер.

Позднее в басовом репертуаре певец раскрыл свои лучшие голосовые качества.

Среди партнеров — М. Веселовская, С. Левик, А. Мозжухин.

После 1917 выступал в басовых партиях на сцене милан. т-ра "Ла Скала", где чередовался с Э. Пинцом.

Записывался на грампластинки.

Лит.: Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962.