Карпова Полина Лаврентьевна

(1881, Иркутск — 1952) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано).

Род. в семье служащего.

Против воли отца с 17 лет начала работать хористкой в Иркутской оперной антр., с к-рой два года гастролировала по Сибири и Уралу, Затем уехала на Украину и пела в оперной антр. С. Шеина (сначала в хоре, затем в небольших партиях).

Неск. позднее дебютировала в партии Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского).

Выступала на оперных сценах Казани (1904, 1907, 1914), Н. Новгорода (1908), Саратова (1908), Риги (1909—10), Харькова (два сезона), Петербурга (Нар. дом, 1910—?), Киева, Одессы (1912, антр. М. Багрова), Баку (1923—24), Свердловска (1924—25). Обладала мощным голосом редкостно красивого тембра и обширного диапазона, ярким сцен. темпераментом.

По словам одного из современников, "диапазон ее голоса поистине был беспредельным.

Можно утверждать, что певица обладала совершенно фантастической памятью и такой же музыкальностью... До такой степени свободно распоряжалась своим сильным и красивым голосом, что без всякого труда могла петь (и пела!) совершенно различные по характеру партии". 1-я исп. партии Игуменьи ("Князь Серебряный" П. Триодина).

Лучшие партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Оксана ("Черевички"), Заза, Кармен.

Др. партии: Горислава, Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Маша ("Дубровский"), Тамара ("Демон", А. Рубинштейна), Марфа ("Царская невеста"), Купава, Снегурочка, Графиня ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"), Татьяна;

Маргарита ("Фауст"), Рахиль ("Жидовка"), Джульетта ("Сказки Гофмана"), Аида, Недда, Сантуцца, Валентина, Тоска, Микаэла, Селика, Ортруда, Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: И. Алчевский, Е. Евгеньев-Дарский, Б. Залипский, Е. Ковелькова, А. Улуханов, П. Цесевич.

Пела п/у И. Аркадьева, М. Голинкина, В. Зеленого.

Лит.: Веpиня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы. — Л., 1973. С. 72—74; Кангор Г. M. Оперный театр в Казани дооктябрьского периода (Диссертация, машинопись, 1971) — в ГБЛ: Ильин С. Мой 45-летний творческий путь на оперной сцене (машинопись) — в РО ЦНБ СТД, л. 104—105.