Каверин Вениамин Александрович

[1902—] — современный беллетрист и литературовед.

Получил образование в Институте восточных яз. и в Ленинградском университете.

Был членом лит-ой группы "Серапионовы братья" (см.). Первый рассказ К. вышел в 1920. К. — представитель молодого поколения буржуазной интеллигенции, в юности пережившего гибель своего класса и крушение всего привычного уклада.

Отсюда — стремление уйти от чуждой и гнетущей советской действительности, ощущение своей никчемности и беспочвенности, прикрываемое поверхностной иронией и формалистическим штукарством.

Первые произведения К. — фантастические рассказы, явно написанные под Гофмана", переполненные мистикой и нелепостями, отличающиеся смешением ужаса перед действительностью с нигилистической клоунадой.

Этому вполне отвечают формальные особенности первых произведений К.: клочковатая композиция и смещение плоскостей, соединение напряженного лиризма с нарочитым обнажением приема и т. д. Это же отталкивание от советской действительности выражено в талантливой повести "Конец хазы" [1925]: квазиреалистическая история воровского притона и его геройской гибели противопоставляется советским будням совершенно так же, как в рассказах 1921—1922 реальный мир противопоставлялся фантазии.

Повесть "Девять десятых судьбы" [1925], рисующая Октябрьскую революцию в Ленинграде, не оказалась, вопреки некоторым предположениям, сдвигом в сторону сближения с пролетарской революцией, и дальнейшие произведения — "Кутумские часовщики", "Ревизор" — продолжали линию ирреализма и формалистических ухищрений.

Последний роман К. "Скандалист" [1928] — свидетельство осознания автором коренной порочности своего общественного и литературного пути. Это — беспощадный и меткий памфлет на среду буржуазных литературоведов и художников.

Роман вскрывает никчемность не только последышей старой академической науки, но и вождей формализма.

Формалист Виктор Некрылов признается: "Товарищи, больше нельзя отшучиваться.

Мы хотели обшутить современность, а правыми оказались те, которые не шутили". Значение романа К. как документа, разоблачающего банкротство формалистов и вообще внутренних эмигрантов в литературе, велико, но это — значение чисто негативное.

К. осознал банкротство своей группы, но выхода в живую советскую жизнь все еще не видит. Он рвет с теми, кто отшучивался, но по-прежнему далек от тех, которые не шутили и не шутят. Историко-литературное исследование К. "Барон Брамбеус" богато фактическим материалом, но научного значения не имеет, ибо неоформалистская методология "литературного быта" бессильна обнаружить закономерность литературного развития (см. "Метод формальный"). Библиография: I. Мастера и подмастерья, изд. "Круг", М., 1923; Рассказы, изд. "Круг", М., 1925; Конец хазы, изд. "Жизнь искусства", Л., 1926; Девять десятых судьбы, Гиз, М. — Л., 1926 (изд. 3-е, 1929); Ночь на 26-е октября, изд. "Прибой", Л., 1926; Большая игра, изд. "Огонек", М., 1926; Воробьиная ночь, изд. "Круг", М., 1927; Бубновая масть, изд. "Книжные новинки", Л., 1927; Скандалист, или вечера на Васильевском острове, изд. "Прибой", Л., 1928; Барон Брамбеус, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1929. Для детей и юношества: Осада дворца, М. — Л., 1926; Впереди всех, Гиз, М. — Л., 1926 (обе книги — по несколько изданий). II. Переверзев В. Ф., На фронтах текущей беллетристики, "Печать и революция", 1923, IV; Лелевич Г., По журнальным окопам, "Молодая гвардия", 1924, VII — VIII; Браун Я., Десять странников в "осязаемое ничто", "Сибирские огни", 1924, I; Горбачев Г., Современная русская литература, Л., 1928; Селивановский А., Островитяне искусства, сборник "В литературных боях", Л., 1930. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928. Г. Л. {Лит. энц.} Каверин, Вениамин Александрович (псевд. Вениамина Александровича Зильбера) (1902-1989). Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров (романтической и реалистической прозы, дет. лит-ры), один из ведущих авторов совр. отечественной прозы. Род. в Пскове, окончил Ин-т вост. яз. в Москве и историко-филол. ф-т ЛГУ. Печататься начал с 1922 г., входил в лит. группу "Серапионовы братья". Чл. СП. Лауреат Гос. премии СССР (1946). Фантаст. элементы присутствуют во мн. произв.

К. Его ранняя проза - р-зы "Хроника города Лейпцига за 18.. год" (1922), "Манекен Футерфаса" (1923), "Пятый странник" (1923), а также р-зы "Инженер Шварц", "Столяры" и "Щиты", вошедшие в сб. "Мастера и подмастерья" (1923) - обнаруживает влияние нем. романтизма и экспрессионизма; в более поздних р-зах - "Большая игра" (1925), "Ревизор" (1926), "Голубое солнце" (1927), "Друг микадо" (1927), "Сегодня утром" (1927) и др., включенных в сб. "Воробьиная ночь" (1927) - ощутимую роль играет сатирический гротеск (см. Сатирическая НФ). К НФ писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав неск. произв. детской НФ: роман "Верлиока" (1982; 1983), сказочный р-з "Легкие шаги" (1963), вошедший в сб. "Три сказки и еще одна" (1963) и др. К. известен также книгой о О.Сенковском - "Барон Брамбеус.

История Осипа Сенковского журналиста, редактора "Библиотеки для чтения" (1929). А. Л. Др. соч.: Сб. "Бубновая масть" (1927). Сб. "Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году" (1982). Каверин, Вениамин Александрович (Зильбер).

Род. 1902, ум. 1989. Писатель, автор романов, воспоминаний.

Произведения: "Исполнение желаний" (1934—36), "Два капитана" (1938—44), "Открытая книга" (трилогия, 1949—1956), "Двухчасовая прогулка" (1978), "Над потаенной строкой" (1989) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Брат Л. А. Зильбера (см.).