Кавос Катерин Альбертович

(Catterino Cavos) — композитор (1775—1840), родом из Венеции.

С 1798 г. начинается его деятельность в СПб. в качестве композитора и капельмейстера, сперва в итальянской, а затем во французской и русской операх.

Наибольший успех имели его оперы: "Les trois bossus" и "Les trois sultanes". Первой русской его оперой была "Князь Невидимка". Громадный успех выпал на долю "Ильи-Богатыря" (слова И. А. Крылова), в которой видна попытка создать национальную оперу. Затем следовала опера "Жар-Птица" (текст кн. Шаховского).

Главное произведение К., как по музыке вообще, так и по народному пошибу — "Иван Сусанин" (текст кн. Шаховского).

Россия стала для К. второй родиной.

Он содействовал постановке оперы Глинки, несмотря на то, что его собственный "Иван Сусанин" должен был уступить место "Жизни за Царя". К. сочинил до 30 опер, 6 балетов, очень много водевилей, хоров, песен. Биография К. помещена в "Necrologe universel du dix-neuvieme siecle", Мерсье (отдельно — Париж, 1851). Н. С. {Брокгауз} Кавос, Катерин Альбертович (Cavos, Catterino) — композитор и капельмейстер, сын директора оперного театра "Fenice" в Венеции, род. в 1776 там же, ум. 28 апреля 1840 в СПб. Ученик Ф. Бьянки, К. уже в 12-летнем возрасте написал приветственную кантату в честь австрийского имп. Леопольда II, посетившего Венецию. 14-ти лет он оказался достойнейшим среди конкурентов на пост органиста при церкви св. Марка, но добровольно уступил это место престарелому и бедному музыканту.

Он был затем последовательно репетитором при оперной труппе отца, капельмейстером и балетным композитором в Падуе и учителем музыки в Венеции, после чего в конце 1797 отправился в СПб. в качестве капельмейстера труппы Астарити, приглашенной директором Имп. театров, кн. Н. Юсуповым.

Труппа вскоре была распущена Павлом I, но К. обратил на себя внимание и уже осенью 1798 принят был на службу Имп. театров, а весной 1799 назначен был капельмейстером.

С 1803 он состоял капельмейстером итальянской и русской оперы, а также "учителем музыки и пения" в театральном училище.

В 1806 за К. осталось только управление русской оперой, но он обязан был сочинять музыку для трех трупп: русской, итальянской и французской.

В то же время получила развитие и его композиторская деятельность; много сил тратил К. также на приспособление больших иностранных опер к составу Имп. труппы, которая тогда еще не была разделена на оперную и драматическую, как позже. Из первых произведений К. имели успех французская оперетка "Les trois bossus" (позже шла по-русски) и опера "Les trois sultanes". Успех переделанной "Русалки" Кауэра навел К. на мысль написать нечто в том же роде (т. е. оперу с волшебно-русским сюжетом).

За 2-ю (1804) частью "Русалки" (совместно с Давыдовым) последовала имевшая большой успех 4-актная опера "Князь-Невидимка, или Личарда-волшебник" (Придворный театр, 1805, текст Лифанова) и "Илья-богатырь" (текст знаменитого Крылова, 1806). В последней видны уже попытки внести русский элемент (в виде народных песен) в музыку; опера эта в течение 20 лет была необходимой принадлежностью всех официальных торжеств.

Но наибольший успех имела двухактная опера К. на сюжет кн. Шаховского "Иван-Сусанин" (шла впервые 1815), что объясняется тогдашним патриотическим подъемом общества.

Благородный характер К. высказался между прочим и в том, что познакомившись с оперой Глинки на тот же сюжет, он сразу признал ее превосходство над своей и только благодаря его самоотверженным стараниям "Жизнь за царя" была поставлена на Имп. сцене. В то же время К. усердно писал балеты, сюжеты которых большей частью сочинял и разрабатывал знаменитый балетмейстер Дидло (Didelot). В 1811—29 К. был учителем музыки в Смольном институте; в 1821 сделался инспектором, а в 1832 директором всех оперных Имп. оркестров.

Постепенно повышаясь, жалованье его дошло до 21000 руб. (в 1832); весной 1840 он заболел и получил первый заграничный отпуск, но ум., не успев использовать его. На похоронах К. всеми оперными оркестрами и лучшими вокальными силами исполнен был реквием Керубини.

К. был превосходным учителем пения и знатоком дирижерского дела, умевшим прекрасно сладить оркестр и голоса, каковы бы ни были наличные музык. силы. Музыка К. красива, хорошо написана, но мало оригинальна; в свое время она нравилась чрезвычайно; оперные формы К. носят также куплетный характер, но развиты шире куплетного речитатива его русских предшественников; русский элемент, зачатки которого замечаются в операх К., позднее развит был шире Верстовским, который впрочем сильно уступал К. в мастерстве и стройности чисто музыкального развития.

Кроме указанных произведений, К. написал еще оперы: четвертую часть "Русалки" (1806); комическую оперу "Беглец от своей невесты" (либретто Шаховского, 3 акта, 1806); "Крестьяне, или Встреча незваных" (либретто Датского, 2 д., муз. К. и Бюлана, 1814); "Вавилонские развалины" (3 д., 1818); "Добрыня Никитич" (3 д., 1818, музыка К. и Антонолини); "Жар птица" (3 д., либретто Языкова, муз. К. и Антонолини, 1822); "Светлана" (либретто Жуковского, 2 д., 1822); "Новая суматоха" (комическая в 2 д.; pasticcio из прежних опер К. и других; либретто Шаховского, 1823); , "Юность Иоанна III" (5 д., сюжет Зотова, 1823); "Пьемонтские горы, или Чортов мост" (3 д., музыка К. и Ленгарда, 1825); "Мирослава, или Костер смерти" (1827). Оперы-водевили: "Три брата горбуна" (1808, либретто К., перев. с франц. Лукницкого); "Казак-стихотворец" (либретто Шаховского, 1812). Балеты: "Зефир и Флора" (сюжет Дидло, 1808), "Амур и Психея" (сюжет Дидло, 1810), "Любовь к отечеству" (сюжет Вальберга и Огюста, 1813—14), "Ацис и Галатея" (сюжет Дидло, 1815), "Карлос и Розальба" (сюжет Дидло, 1817), "Роланд и Моргана (1825), "Федра" (сюжет Дидло; музыка К. и Турика, 1825), "Сатана" (муз. К., Турика и Шелихова, 1825). Музыкальные нумера: к водевилю Шаховского "Любовная почта" (1806), к переводной комедии "Мнимый невидимка" (1813), к комедии Шаховского "Откупщик Бражкин" (1815), патриотические куплеты (1815, и поныне исполняемые в столицах в инвалидных концертах); к пьесам и переложениям Шаховского: "Александр и София", Сокол кн. Ярослава", "Ивангоэ", "Буря", "Женщина-лунатик", "Фингал" (драматическая поэма), "Аристофан", "Керим-Гирей" (1823—25); музыкальная компиляция к опере "Гений и Турбиель" (перевод с франц., 1828), к пьесе "Давид Теньер" (1832, Москва), "Семела" Жандра (1832) и др. Биография К. написана Г. Блохом (Ежегодник Имп. театров, 1896—97, кн. II). {Риман}