Кази Михаил Ильич

(1839 — 24 июня 1896 г. в Нижнем Новгороде) — общественный деятель.

Некролог В Нижнем Новгороде скончался внезапно 24 июня, как сообщил телеграф, заведующий машинным и заводским отделами всероссийской выставки Михаил Ильич Кази. Покойный был одним из видных общественных деятелей, имена которых пользуются общим уважением.

М. И. родился в 1839 году, образование получил в гардемаринских классах в Николаеве (впоследствии закрытых).

Начав службу во флоте, он вскоре вышел в отставку с чином капитан-лейтенанта.

Он принял деятельное участие в Русском Обществе пароходства и торговли в качестве заведующего делами этого общества и в севастопольском городском управлении сперва в качестве гласного, затем городского головы.

Замечательная предприимчивость и неутомимая энергия покойного нашли широкий простор для своего проявления, когда М. И. в 1876 году был приглашен управлять Балтийским судостроительным и механическим заводом.

Управляя этим заводом в продолжение 17-ти лет, покойный приобрел репутацию опытного хозяина и администратора, хорошо знакомого с техникой судостроительного и механического дела. При нем завод разросся, расширив и улучшив свои операции, и стал наряду с лучшими европейскими судостроительными заводами.

Средства завода увеличились.

Были приняты меры к тому, чтобы возможно более обеспечить завод хорошими рабочими.

Ради этого покойный старался поставить рабочих в лучшие условия, и для их детей открыл при заводе ремесленное училище с механической специальностью.

При нем построены заводом многие суда нашего флота, из которых назовем: крейсеры "Минин", "Герцог Эдинбургский", "Владимир Мономах", "Адмирал Нахимов", "Память Азова", яхту "Полярная Звезда" и пр. При нем была начата, между прочим, и постройка "Рюрика". С 1893 года покойный участвовал в разработке разных вопросов, возбуждаемых в Министерстве финансов.

Он был деятельным членом совета мануфактур и торговли, особого по портовым делам присутствия и многих комиссий, занимавшихся обсуждением способов развития нашего торгового судоходства.

В 1894 году М. И. сопровождал министра финансов С. Ю. Витте в его поездке на север. Покойный, в качестве учредителя и директора Архангельско-Мурманского пароходства, хорошо знал нужды Мурмана и верил в светлую будущность этого края. В том же году, когда подготовлялось русско-германское торговое соглашение, он ездил по поручению министра финансов в Берлин для ознакомления с положением вопроса в германском рейхстаге.

При разрешении вопроса об устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде М. И. был назначен ее генеральным комиссаром, но вскоре отказался от этого звания, ограничив свою деятельность на выставке ролью заведующего ее машинным и заводским отделами.

Покойный в последнее время был председателем Императорского технического общества; раньше в продолжение многих лет председательствовал в петербургском отделении общества для содействия русскому торговому мореходству.

Он обстоятельно знал положение нашего торгового мореходства.

Принимая горячее участие в рассмотрении разного рода докладов по улучшению и развитию судоходства в России, покойный всегда ставил на первое место теоретическое и особенно практическое образование исполняющих разнообразные должности на судах. Он требовал, ради развития нашего торгового флота, учреждения судоходных училищ, коренного преобразования действующих морских классов, ограждения русского мореплавания от иностранной конкуренции и уменьшения всякого рода денежных сборов, которым подвергается мореплавание в настоящее время. Председательствуя в секции средних и низших технических и ремесленных учебных заведений первого съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, М. И. сделал несколько ценных сообщений, из которых назовем: "Меры, могущие способствовать развитию русского торгового флота" и "О выдаче дипломов на звание механиков, машинистов и кочегаров", напечатанные в "Трудах съезда" (1890). Избранный в гласные С.-Петербургской городской думы три года тому назад, покойный принимал живое участие в разрешении разных вопросов и, между прочим, председательствовал одно время в комиссии по постройке Троицкого моста. Будучи одарен практическим умом, обладая большой опытностью и речью блестящего оратора, всегда нервный и отзывчивый, покойный умел не только сам скоро и производительно работать, но и возбуждать энергию к работе в других.

Как председатель разных обществ и комиссий, покойный был умелым руководителем прений; его председательское резюме было кратким, ясным и точным, вполне охватывающим главную суть дела. Он никогда не гнался за наградами или отличиями, и в частной жизни отличался скромностью.

В обращении с окружающими М. И. был со всеми одинаков, умел разговаривать с простым рабочим так же внимательно и интересно, как и с высокопоставленными лицами.

Кто знал покойного, тот уважал его и сохранит надолго память об этом замечательном человеке-труженике. ("Новое Время", 1896, № 7301.) Библиография О нем: "Вестник Европы", 1896, кн. 8, с. 917—918. "Московские Ведомости", 1896, № 174. "Новое Время", 1896, № 7303, 7311. "Исторический Вестник", 1896, кн. 8, с. 560—561. "Русские Ведомости", 1896, № 176. "Новости", 1896, № 174. "С.-Петербургские Ведомости", 1896, № 173, 180. "Почтово-Телеграфный Журнал", 1896, № 6. "Записки Императорского Русского Технического Общества", 1896, № 8—9. "Техническое Образование, 1896, № 5. Кази, Михаил Ильич — кап. 1 ранга, род. в 1839 г., воспитывался в Черномор. юнкер. училище; произв. в мичманы в 1858 г., поступил в Рус. общ-во пароходства и торговли и здесь выдвинулся благодаря исключит. способностям к технике.

Неоднократно посылаемый в Англию, наблюдал за постройкой нов. пароходов, а в 1868 г. уволен. от службы по мор. ведомству, исполнял в том же общ-ве обязаности дир-ра по мор. части и заведующего контролем расходов.

В 1877 г., с переходом Балт. судостроит. завода от английского к рус. общ-ву, К. был приглашен стать во главе этого завода.

Отличный администратор и практик, К. быстро реорганизовал завод, приобрел за границей необходимые образцы быстроход. машин и в короткое время 30 миноносок (первые мин. суда рус. флота), за которыми последовал ряд больш. судов и механизмов.

Между этими судами особенно выделялись своими качествами и скоростью хода фрег. "Владимир Мономах", крейсер "Адм. Нахимов" и др., не уступавшие лучшим воен. судам англ. и франц. постройки.

Службу на Балт. заводе К. оставил ввиду его перехода в казну в 1892 г., сильно подняв его значение и доказав, что в России судостроит. заводы м. работать не хуже иностранных и давать при этом еще достаточную прибыль.

По уходе с Балт. завода К. принимал участие в разработке разл. вопросов, возбудившихся в мин-стве финансов, был оч. деят-ным членом совета мануфактур и торговли, председ-лем комиссии по развитию торгов. мореплавания, был председ.

Имп. рус. техн. Общ. и генер. комиссаром Всерос. выставки 1896 г. Умер скоропостижно в Нижн. Новгороде на этой выставке 24 июля 1896 г. {Воен. энц.}