Келдыш Георгий (Юрий) Всеволодович

род. 29 авг. 1907 в Петербурге.

Музыковед.

Заслуженный деятель искусств РСФСР. (1966). Кандидат искусствоведения (1940). Доктор искусствоведения (1947); диссертация "Художественнее мировоззрение В. В. Стасова". Член-корреспондент Британской академии (1976). В 1930 окончил научно-композиторский ф-т. Моск. конс. по кл. М. В. Иванова-Борецкого.

В 1930—1950 и с 1957 преподаватель Моск. конс. (с 1948 проф., в 1946—1949 зав. кафедрой истории рус. музыки).

В 1946—1950 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. В 1950—1956 проф. Ленингр. конс. В 1950—1955 зам. директора по науч. части, в 1955—1957 директор Ин-та театра и музыки в Ленинграде.

В 1957—1960 редактор журн. "Сов. музыка". В 1961—1974 зав. сектором музыки народов СССР Ин-та истории искусства Мин-ва культуры СССР. С 1967 гл. редактор "Музыкальной энциклопедии". С 1971 член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР. С 1974 секретарь правления Союза композиторов СССР. Государственная премия РСФСР им. М. И. Глинки (1976). Автор статей и исследований по вопросам развития классической и современной музыки, о муз. науке, концертных и театр. рецензий, в т. ч. "М. П. Мусоргский и А. А. Голенищев-Кутузов" (в сб.: Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову.

М., 1939), "Музыкальная жизнь 60-х гг. 19 в. М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин" (в кн.: "История русской музыки", т. 2. М. — Л., 1940), "Tchaikovsky. The man and His outlook (в кн.: Russian symphony. Thougts about Tchaikovsku, by Dmitri Shostakovitch and otners, № 4, 1947), "Идейно-общественные предпосылки развития русской музыки в конце XVIII в. и начале XIX в." (в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790—1825. Л., 1956), "La musique russe en XIX sciecle" ("Cahoers d''historic mondiale". Numero special. Contributions a l''historic russe. Neuchatel, 1958), "Симфоническое творчество Глазунова" (в сб.: Глазунов.

Исследования.

Материалы.

Публикации.

Письма, т. I. Л., 1959), "Некоторые вопросы истории советской музыки" (в сб.: Вопросы музыкознания, т. III. М., 1960), "Воццек" и музыкальный экспрессионизм" ("СМ", 1965, № 3), "Об изучении древнерусского певческого искусства" (в кн.: Успенский Н. Древнерусское певческое искусство.

М., 1965, 2 изд. 1971), "Данте в русской музыке" (в сб.: Данте и славяне.

М., 1965), "Возникновение и развитие русской оперы в XVIII" (в сб.: Musica Antiqua. Europae Orientalis. Acta scientifica. Congressus I. Bydgoszcz, 1966, Wazsz., 1966), "M. В. Иванов-Борецкий" (в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории.

М, 1966), "Неизвестная опера русского композитора" ("СМ", 1966, № 12), "Советское музыкальное строительство в первые годы после Октября (в кн.: История музыки народов СССР, т. I. M., 1966), "Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х и начале 30-х гг." (там же), "На рубеже XX столетия" ("СМ", 1967, № 2), "Несколько соображений о Дилецком" ("СМ", 1968, № 9), "Русская музыка на рубеже двух столетий" (в сб.: Русская художественная культура XIX — начала XX в., кн. I. М., 1968), "О исторических корнях канта" (в сб.: Musica Antiqua. Europae Orientalis. Acta scientifica. Congressus II. Bydgoscz, 1969), "Итоги развития советской музыки в 30-х гг." (в кн.: История музыки народов СССР, т. П. М., 1970), Die Symphonie in Russland (в кн.: Die Welt der Simphonie. Hamburg, 1972), "Древнерусская музыкальная культура" (в кн.: Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки.

М., 1972), "Опера" (в кн.: История музыки народов СССР, т. IV. М., 1973), "Проблема стилей в русской музыке XVII и XVIII веков" ("СМ", 1973, № 3), "К истории оперы "Ямщики на подставе" ("СМ", 1973, № 10). Редактор книг и сборников, в т. ч. "Воспоминания о Мусоргском А. А. Голенищева-Кутузова" (в кн.: Музыкальное наследство.

Сборник материалов по истории музыкальной культуры в России, вып. I. М., 1935), "Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову" (М., 1939), "В. В. Стасов.

Письма к родным" (т. I, совм. с Д. Е. Аркиным, т. 2—3, совм. с М. О. Янковским.

М., 1953—1962), "Очерки по истории русской музыки. 1790—1895" (Л., 1956, совм. с М. С. Друскиным), "Э. Ф. Направник.

Автобиографические, творческие материалы, документы, письма" (Л., 1959), "Вопросы музыкознания" (сб. статей, т. III. М., 1960), "История музыки народов СССР" (т. 1—5, М., 1966—1974), "Памятники русского музыкального искусства" (вып. 1—4. М., 1972—1973). Соч.: Романсовая лирика Мусоргского.

М., 1933; "Руслан и Людмила". Опера М. И. Глинки по А. С. Пушкину.

М., 1937; История русской музыки, т. 1—3. М., 1947—1954; Русская классическая музыка, вып. 2 (Русские композиторы второй половины XIX века). М., 1956, 2-е изд. 1960. Русская советская музыка.

М., 1958; Критика и журналистика.

Сб. статей.

М., 1963; Русская музыка XVIII века. М., 1965; 100 лет Московской консерватории.

М., 1966; Рахманинов и его время. М., 1973; Очерки и исследования по истории русской музыки.

М., 1978.