Кезин Анатолий Владимирович

(р. 20.08.1944) — спец. по теории познания и методол. науки; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1973) и асп. того же ф-та (1976). С 1976 — асс. кафедры филос. ес-теств. ф-тов МГУ, с 1984 — доц. той же кафедры; с 1990 — проф., зав. кафедрой филос. и методол. науки естеств. ф-тов (с 2000 — ф-т гос. управления) МГУ. В 1981—1983 преподавал филос. в Кабульском ун-те. Канд. дисс. — "Критический анализ методологических подходов к решению проблемы критериев научности" (1977). Докт. дисс. — "Особенности современного идеала научного знания" (1990). К. развивает когнитивную аксиологию.

Гл. предметом его иссл. является изменяющееся содержание идеала научности, комплекс вопросов, связанных с определением осн. детерминант этих изменений, выявлением осн. этапов развития, гл. особенностей и тенденций формирования новых представлений об идеале науч. знания.

В результате разработана целостная концепция развития содержания идеала научности, к-рая позволяет прогнозировать в осн. чертах его будущее развитие.

Выделяются два гл. этапа: класс. получивший выражение в ряде форм (матем., физ., гуманит.), и совр., находящийся в стадии становления.

Гл. основоположениями, составляющими "твердое ядро" класс. идеала, являются, по К.: выдвижение истинности не только в качестве нормативной, но и дескриптивной характеристики науч. знания; фундаменталистская обоснованность; методол. редукционизм; социокультурный интернализм.

В современности, отмечает К., осуществляется критика этих основоположений, осн. тенденциями к-рой являются антифундаментализация, плюрализация, экстер-нализация.

Вед. тенденция позитивного формирования новых представлений об идеале научности состоит в положительной методол. оценке обусловленности когнитивных структур науки социокультурными потребностями и ценностями.

Наиболее вероятными эталонами новых представлений об идеале научности, считает К., могут стать социопроблемно ориентированные фундам. иссл., междисциплинарные комплексы, соц. экология.

К. основывает свои выводы на обстоятельном анализе филос.-методол. концепций прошлого и современности, уделяя особое внимание концепции науки постпозитивизма, филос. герменевтики, экзистенциализма, Франкфуртской школы, "финализации науки". К. перевел с нем. яз. работы Г.Фоллмера "Ме-зокосмос и объективное познание (о проблемах, которые решены эволюционной теорией познания)" (В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 6; 1995. № 1); "Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психол., лингвистики, философии и теории науки" (М., 1998). Соч.: К проблеме критериев научности // ФН. 1976. № 6; Основные проблемы крупных философов.

Философия современности // Сборник обзоров.

Панорама западной философии XX века. М., 1980; Плюралистические концепции науки и их критика // ФН. 1983. № 1; Научность: эталоны, идеалы, критерии.

М., 1985; Научность и истинность // ВФ. 1986. № 7; Идеал научности в структуре познавательной деятельности // International congress LMPS. M., 1987. Т.4. Ч.2; Наука в зеркале философии.

М., 1990; Стандарты научности в гуманитарном познании // В. МГУ. Сер."Философия". 1992. № 2; Классический и современный идеалы научности // Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992; Р.Карнап и проблемы стиля философствования // В.МГУ. Сер."Философия". 1993. № 6; The Ideals of scientific creation // XIX World Congress of Philosophy. 1993. V. 1; Эволюционная эпистемология: современная междисциплинарная парадигма // В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 5; Идеалы научности // Философия и методология науки. М., 1996; Идеалы научности и паранаука // Wissenschaftliche und aufier-wissenschaftliche Denkformen. M., 1996; Эпистемология в лодке Нейрата // Профессионалы за сотрудничество.

М., 1997; Менеджмент: методологическая культура.

Уч. пос. М., 2001.