Кипнис Ицик

[Izik Kipnis, 18.96—] — современный еврейский советский писатель.

Происходит из семьи кустарей-кожевников.

Был рабочим-кожевником (восемь лет). В 1920 послан профсоюзом в Киев учиться.

Дебютировал в 1922 в "Strom''e" лирической прозой ("Genod"). Позднее издал книжку стихов ("Oksn"). Наиболее значительным из всех его произведений является нашумевшая книга "Месяцы и дни". Она посвящена событиям 1918—1919 в еврейском местечке.

Книга эта, написанная в форме хроники, изображает погромы, учиненные петлюровцами и другими бандами в местечке "Словешна" и прилегающих к нему городках. "Словешна" застыла в своей патриархальной косности.

Правда, в годы 1914—1918 до нее доходят отголоски — "приветы" с войны. В это время в городке несколько обостряется социальная дифференциация: с одной стороны, распространяет свое непрочное господство военно-спекулятивная "торговля", с другой, — группа кустарей-ремесленников напрягает все силы для сохранения своего "векового" цеха, его кустарнических традиций.

Позднее до "Словешны" докатываются отголоски революции и гражданской войны, но и их городок не осмысливает.

Волна погромов окончательно всколыхнула патриархальный быт городка.

Старому социальному укладу жизни был нанесен гражданской войной сокрушительный удар. С приходом Красной армии резко обозначилось нарождение нового советского сознания.

В центре "хроники" стоит Айзик — тип юного крепкого подмастерья.

Революция отвлекла этого героя от крайне примитивной личной жизни: добровольно вступив в Красную армию, освободившую город от погромщиков, он вместе с ней отправляется в поход против белых. Для героя "Хроники", устами которого говорит сам автор, характерно наивное осознание революции, ее национально-попутническое приятие: Красная армия защищает от погромщиков.

Солидаризируясь с отсталой мещански-ремесленной группой, К. в своей книге дал националистически-ограниченное толкование гражданской войны. Вот почему "Словешна" в целом, по выражению И. М. Нусинова, "не может стать типизирующим понятием, но она должна остаться фактом хроники". Этот факт хроники К. претворил в комплекс художественных образов, сохранив при этом автобиографическую природу фактов, что и обусловливает своеобразный стиль автора.

В стиле К. скрещиваются влияния: простого сказа Шолом-Алейхема, тяготеющего к хронике натурализма Рейзина и пластичности Бергельсона.

Однако все эти влияния К. преодолел.

Для его стиля характерны исключительно легкие переходы от происходивших событий к происходящим и наоборот — их экспрессивное смещение.

За последние годы продукция К. выразилась в издании целого ряда произведений для детей. Следует отметить, что К. как детский писатель обнаруживает повышенное внимание к современной действительности: он пишет о беспризорных, о пионерах ("Всегда готов", Поэма для детей Центриздат народов СССР, М., 1930) и вообще о преломлении советской действительности в душе ребенка, стремясь создать особый фольклорный детский лубок. В творчестве для детей наиболее полно сказывается органически наивное мироощущение Кипниса, обусловленное отсталостью его социальной группы.

Библиография: I. Месяцы и дни, со вступ. ст. И. М. Нусинова, изд. Kultur-Lige, Киев, 1926 (русск. перев., Гиз, 1930); Сказки и рассказы, ДВУ, 1929; и целый ряд книжек для детей (помимо вышеуказанных). II. Беpгельсон , Д., "Freiheit", 1927, 27/ІII; Бронштейн Я., "Stern", Минск, 1926, XII; Нусинов И. M., "Roite Welt", Харьков, 1926, I — II; Гордон Ш., "Strom,", V — VI, и в "Proletarise Fon", Киев, 1928, № 4; Добин IIІ., "Реdagog-Biuleten", Киев, 1927. Ш. Гордон. {Лит. энц.}