Кирилл Богословский-Платонов

— церковный проповедник (1788—1840), в миру Константин.

Окончил курс в спб. духовной академии; был ректором московской духовной академии, викарием московской епархии, потом епископом в Вятке и в Каменец-Подольске.

От него остались три части его речей и слов, изданных в Москве в 1854 г. Ср. обширную биографию его в "Подольских Епархиальных Ведомостях" (за 1863 и 1864 гг.). В. Р—в. {Брокгауз} Кирилл Богословский-Платонов (Константин Лукьянович) — архиепископ Подольский и Брацлавский.

Родился 14 мая 1788 года в селе Воздвиженском (возле Троице-Сергиевой лавры) в семье священника.

Учился в Троице-Сергиевой духовной семинарии.

После смерти отца в 1806 году состоял стипендиатом митрополита Платона (Левшина, † 1812). В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1814 году окончил курс духовной академии со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. 28 августа 1814 года пострижен в монашество.

В 1817 году назначен ректором Полтавской духовной семинарии и в том же году 29 июня — архимандритом-настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского Лубенского монастыря.

С 1819 года — ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Новоспасского монастыря.

В 1822 году получил ученую степень доктора богословия.

С 26 октября 1824 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 26 марта 1827 года назначен епископом Вятским и Слободским. 24 января 1832 года возведен в сан архиепископа Подольского и Брацлавского.

Скончался 8 марта 1841 года в Санкт-Петербурге, куда был вызван для присутствия в Святейшем Синоде.

Погребен в Александро-Невской лавре в Златоустовской церкви.

По своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительской деятельности преосвященный Кирилл оставил о себе память как о выдающемся архипастыре.

Уже в годы ректорско-преподавательской деятельности он активный участник в деле перевода на русский язык Священного Писания.

Он первый начал читать на русском языке свои лекции по догматическому богословию.

Вступив на пост архипастырского служения, преосвященный Кирилл зарекомендовал себя пастырем милостивым, отечески нежным к сиротам, чутким к бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливым и справедливым, близким и доступным в общении для всех. В личной жизни он был строгим аскетом.

По средам и пятницам ничего не вкушал, кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным.

В последние дни жизни в Санкт-Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства.

Как архипастырь преосвященный Кирилл был замечательным проповедником.

Его богослужения и проповеди привлекали массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители Польского общества и даже евреи. Архиепископ Кирилл известен и как усердный миссионер.

В Вятской епархии он заботился о распространении Православия в среде иноверного населения.

Он основал четыре школы для вотяков и поручил перевести для них Евангелие.

Он стремился устранить всякие нестроения епархиальной жизни, заботился об улучшении православного богослужения, построении церквей и благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений, стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков.

Особенно не любил тяжб между духовенством, все споры решал быстро и справедливо, старался всех примирить.

О нем сохранились даже особые поговорки: "Кирилл всех мирил", "Кирилл милости творил". Преосвященный Кирилл находился в самых близких отношениях с митрополитом Московским Филаретом и пользовался большим расположением этого знаменитого иерарха.

Сохранилось сорок писем митрополита Филарета к преосвященному Кириллу, в которых московский святитель давал преосвященному свои советы и наставления по различным жизненным вопросам.

Труды: Полное собрание проповедей в 3-х частях. — М., 1854. Собрание слов, говоренных к Вятской пастве. (1832). Поучительные слова и речи к подольской пастве: в 2 т. — М., 1837. Поучительные слова на воскресные праздники к подольской пастве. — М., 1840. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей.

Очерк из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни... — Житомир, 1878, с. 219, 220. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.

Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. — М., 1888, с. 200. Батюшков П. Н. Подолия.

Историческое описание. — СПб., 1891. Беляев А. А. Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном // Богословский вестник. — Сергиев Посад, 1910, февраль, с. 274. Беляев А. А. Архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл.

Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом. — М, 1888. См. также: Душеполезное чтение. — М., 1888, № 6,10,11,12. Никанор (Бровкович), архиепископ.

Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 106. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 198—200. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1398, 1405,1408. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 250. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 479. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 133, 146, 549, 801, 929. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 250. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. // Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. — СПб., 1885— 1888. — Т. 1, с. 280 и прим. 2; т. 2, с. 40, пр. 1; 46, 53 и пр. 1; 56, 59, 83, 84, 171—175, 284—299; т. доп., с. 15, пр. 1. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 207, 526, 556, 616. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914. — Т. 1, с. 158; т. 2, с. 372. Известия по Казанской епархии. — 1884, № 6, с. 235. — 1907, № 48, с. 1542. Русский паломник. — 1893, № 29, с. 462. — 1895, № 19, с. 295; № 20, с. 462. Труды Киевской духовной академии. — 1888, апрель, с. 281—284, 681. Христианское чтение. — СПб., 1888, № 1,10—12. Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1889, № 17, с. 457. Православный собеседник. — Казань, 1876, июнь, с. 1—24. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1880, июль, с. 609. — 1911, июнь, с. 570—575. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 2, с. 458. Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 1, с. 304. Русский архив. — М., 1904. — Кн. 1, № 1, с. 66. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 3, с. 1182; т. 10, с. 411—414. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 593; т. 2, с. 1307—1308,1823. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 15 (кн. 29), с. 121. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 657—658. Душеполезное чтение. — М., 1888. — Ч. 4, с. 304 и др. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 15, 56, 67. Кирилл Богословский-Платонов (Константин Лукьянович) — 4-й архиепископ Подольский, р. 14 мая 1788 г., † 8 марта 1841 г.; из архимандритов новоспасских, епископ Дмитровский (26 окт. 1824), 1827—32 г. епископ Вятской еп., оттуда переведенный в Каменец; 9-й магистр 1-го курса СПб. духовн. акад., бакалавр 1817—19 г., ректор полтавск. семинарии. {Половцов}