Кирилл III митрополит Киевский и всея Руси

— митрополит Киевский и всея Руси. Был игуменом одного из южных монастырей.

В 1242 (1243) году избран на Киевскую митрополию.

Около 1246—1247 года рукоположен в Никее патриархом Константинопольским Мануилом II в митрополита Киевского.

Митрополит Кирилл принял управление Русской Церковью после разрушения Киева ханом Батыем.

Страшную картину представляла тогда Русская земля. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты и отведены в неволю, тысячи русских людей погибли от меча неприятельского.

Погибли и епископы Митрофан Владимирский и Симеон Переяславский, пропал без вести сам митрополит Киевский Иосиф. Это было тяжелое время не только на Руси, но и для Греции.

Константинополем завладели латиняне, так что патриарх Константинопольский вынужден был удалиться в Никею. Римский папа, пользуясь тяжелым положением русских князей, делал попытки склонить некоторых из них в латинство.

Ввиду всеобщей разрухи вновь избранный митрополит только спустя несколько лет после избрания смог получить посвящение на митрополию от патриарха Константинопольского.

По возвращении из Никеи митрополит Кирилл объехал северные епархии — Чернигов, Владимир, Рязань, Новгород.

Везде его встречали с великой радостью.

Но постоянного места жительства у него не было. Киев лежал в развалинах.

Уцелевшие жители его разбежались, в основном переселились на север. И митрополит Кирилл поселился в новой столице — Владимире-на-Клязьме, который давно уже возвысился над Киевом.

Официально кафедра не была перенесена туда, и первосвятители продолжали именоваться Киевскими и всея Руси. Митрополит Кирилл чаще всего жил во Владимире, по временам совершая продолжительные путешествия то по южным, то по северным епархиям.

Он стремился "во время многолетнего своего святительства водворить мир между враждующими, оберечь вверенное ему стадо от римского влияния", — пишет о нем М. В. Толстой.

Своим вмешательством он удерживал новгородцев от междоусобной борьбы со своим князем.

Он пользовался уважением даже среди язычников-татар. Хан Менгу-Темир прислал ему ярлык, по которому церковные имения и духовенство освобождались от дани. "Кто их веру похулит, — сказано в ярлыке, — или будет над нею ругаться, тот ничем не извинится и умрет злою смертью". Митрополит распространил свое влияние даже на столицу ханскую Сарай, учредил Сарайскую епархию в 1261 году и послал туда епископа и священников.

Это было истинным благодеянием для томившихся там русских пленников, да и из татар немало обратилось в христианство.

Заметив во время объездов серьезные беспорядки в совершении таинств и обрядов, а также в жизни народа и духовенства, митрополит Кирилл собрал в 1274 году Собор епископов во Владимире, один из замечательнейших Соборов до XV века. На этом Соборе митрополит произнес известное "Правило", или "Поучение попам", которое впоследствии было разослано по всем епархиям для руководства.

Это поучение заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее.

Святитель начинает с того, что указывает священникам на высоту их ангельского служения: "Вы сводите с небеси Дух Святый... вами совершает Господь тайну спасения рода человеческого". И жизнь иереев должна быть такой, чтобы не осквернить святыню свою и не соблазнить никого.

Простец отвечает только за себя, а иерей, согрешив, соблазняет многих и несет ответ за души их. Особенно предостерегает митрополит Кирилл, чтобы не служили имея на душе тяжелый грех: "Недостоинство бо иерейское сводит гнев Божий на люди". "Лживых книг не почитайте, — пишет он, — еретиков уклоняйтеся... глаголющим не от Божественного Писания заграждайте уста. Аще ли кто от вас недоумеет, мене вопросите.

Аз же не ленюся вам глаголати". Митрополит обращает особое внимание на то, чтобы священники следили за своими детьми: "Если поп и без греха был пред Богом, за сыновние грехи послан был в муку, потому что не учил на добро сыновей своих". Определения этого Собора восстановили забытые древние постановления Церкви.

Было указано строго испытывать избираемых во священство и поставлять только достойных. "Пусть лучше будет один достойный служитель Церкви, нежели тысяча беззаконных", — говорилось на Соборе.

Был установлен строгий порядок при совершении таинств, запрещены языческие обычаи, сохранившиеся среди народа.

Особое внимание было обращено на распространившиеся в Новгороде и в других городах кулачные бои. Убитых в этих боях запрещалось отпевать.

Заметив, что непорядки церковные происходили не только от небрежности пастырей, но и от невразумительности некоторых правил, митрополит Кирилл письменно обратился к деспоту Болгарии Иакову Святиславу и просил прислать в Россию славянский список церковных правил ("Кормчая") с толкованиями Зонары (известный византийский хронист и канонист).

До этого времени в России были только греческие списки "Кормчей", мало пригодные для широкого употребления.

В конце жизни митрополит пожелал еще раз объехать северные епархии и во время объезда 7 декабря 1281 года скончался в Переяславле-Залесском.

Тело его было перевезено во Владимир, а затем в Киев и погребено в Софийском соборе.

Митрополит Кирилл был великий светильник Русской Церкви, пастырь многозначительный и добродетельный.

Своей неутомимой деятельностью, направленной на благоустройство русского общества в одну из самых тяжелых эпох его истории, он заслужил глубокое уважение всех современников.

Карамзин М. Н. говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями.

Труды: Правило Кирилла, митрополита русьскаго // Русские достопамятности. — М., 1815. — Ч. 1, с. 104—118. Поучение к попам // Колобанов В. А. О Серапионе Владимирском как возможном авторе "Поучения к попам" // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1958, т. 14, с. 159—162. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 92, 98—99, 100, 101, прим. 3,102—104,114—115. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, с. 7—13, 309—310; т. 5, с. 131—133. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 843,1242,1243,1268,1270,1306,1307. Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. — 2-е изд. — Киев, 1891, с. 98. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843. — Т. 4, с. 26, 43—47, 56, 94, 95. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 132. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 128. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 2. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 94. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 58, № 53. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 461, 470, 471. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1844. — Т. 1, с. 414—427. Виноградов А. И. История Владимирского кафедрального Успенского собора. — Владимир, 1877, с. 62, 63. Владимирские епархиальные ведомости. — 1867, № 22. Церковный вестник. — СПб., 1895, № 36, с. 143. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 10, с. 393—397. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1305. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 15 (кн. 29), с. 120. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 664. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12. Творогов О. В. Кирилл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 225—227. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3. — С.13,15—19,183—193,225—226,240—241,318,320, 388, 413, 466—478.