Клуссайс

[псевдоним Эрнста Эрнестовича Эфферта, 1889—1927] — латышский пролетарский писатель.

Окончил Рижский политехническ. ин-т, состоял преподавателем естественных наук в Мариенбургской гимназии, откуда был уволен за полит, неблагонадежность.

В партию социал-демократов (большевиков) вступил в 1914. В 1916 арестован и выслан в Туруханск.

После 1917 избран членом Видземского совета и продоволь-ственным комиссаром Совета депутатов Латвии, в 1919 — зам. народного комиссара по просвещению Советской Латвии.

После падения Советской Латвии занялся лит-ой работой, был преподавателем КУНЗМ, заведующим кафедрой литературы и яз. Основатель латышской лит-ой группы "Дарбдена". Умер от туберкулеза в 38-летнем возрасте.

К. вступил в литературу уже в зрелом возрасте (первые его беллетристические произведения появились в 1918) и быстро стал одним из наиболее популярных и любимых латышских пролетарских писателей.

В начальной стадии своего творчества автор еще находится во власти единичного, еще не умеет синтетически охватить явления в их целостном единстве.

Мелкобуржуазная романтика нередко заслоняет революционную перспективу.

Ощущение одиночества иногда сталкивается с устремлениями организованного коллектива (часть мелких рассказов переведенного на русский яз. сборника "Бунтующий народ"). Его персонажи — одинокие, незаметные герои, которые выдвигаются лишь в критические моменты своей решительностью и беззаветной преданностью делу рабочего класса.

Но К. крепнет неожиданно быстро.

Революционная целеустремленность находит все более адекватное стилистическое выражение в каждом новом произведении ("Женщина с винтовкой", "Пограничный уезд", "Земля святой Марии"), Динамика действия устраняет рефлексию.

Аналитическая изолированность отдельных частностей реалистического бытописательства сменяется синтетическим единством, пронизывающим каждую отдельную частность единой классовой устремленностью.

Активно-синтетический реализм все больше побеждает черты романтизма и аналитического реализма.

Образы К. врастают своими корнями в социальную среду и отношения сельского батрачества и деревенской бедноты, отпечаток которых чувствуется во всем словаре и стилистике его произведений.

Даже тогда, когда он переносится в городскую обстановку, в изображении автора мы не чувствуем ритма и динамики индустриального города.

Изолированность, одиночество его персонажей также подтверждает отсутствие у изображаемых автором рабочих связи с городом.

Клуссайс оказал значительное влияние на воспитание новых кадров латышских пролетарских писателей.

Будучи всесторонне образованным, он много писал в латышских периодических изданиях по вопросам общественным, естествознания, народного образования и т. д. Особое внимание заслуживают изданные отдельной брошюрой "Заметки по истории идеологического развития в Латвии" — начало обширного марксистского исследования по истории раз- вития латышской общественной мысли, к-рое ему не удалось завершить.

Библиография: I. На русск. яз.: Бунтующий народ, Рассказы, перев. Э. С — на, со вступ. ст. И. Эйдука, изд. "Прибой", Л., 1924; Тысяча девятьсот семнадцатый, Рассказ, изд. то же, Л., 1926; Женщина с винтовкой, Рассказы, перев. Э. С — на, вступ. ст. Я. Эйдука "Э. Эфферт (Клуссайс)", изд. то же, Л., 1927. II. Цеплис Ал., Э. Клуссайс (Э. Эфферт), "На литературном посту", 1927, № 15—16. Ю. Янель. {Лит. энц.}