Князев Валентин Михайлович

(р. 29.08.1949) — спец. по культурологии и религ. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Омутнинск Кировской обл. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1977). В 1977—1981 — асс. кафедры филос. Свердл. горного ин-та. В 1981—1984 — асп. УрГУ. В 1984—1995 доц. кафедры филос. Свердл. инж.-пед. ин-та (СИПИ), ныне Уральского профессионально-пед. ун-та (УГППУ). В 1995—1998 — докторант кафедры истории филос. УрГУ. В 1998—1999 помощник директора Ин-та пед. юриспруденции при УГППУ. С 1999 — доц. кафедры филос. УГППУ. Канд. дисс. — "Понятие культуры: противоположность подходов религиозно-антропологического и диалектико-материалистического" (1984). Докт. дисс. — "Метафизика духа в русской религиозной философии конца XIX — начала XX в." (2000). По убеждению К., устремленность к безусловному и одновременно убегание от суетного питает эволюц. устремления человеч. духа. Феноменология духа как культурно-ист. восхождение души к чистоте духа является трудным путем дух. взросления человека.

Чтобы успешно преодолеть этот путь, необходимо корректировать феноменологич. развитие духа его метафиз. началом.

В диалектике развития важно то начало, из к-рого нечто развивается.

Началом эволюц. восхождения духа, по К., является его инволюционный образ. Таковым в религ. метафизике является Дух Бога, сотворивший душу человека (душа человека есть инобытие Божественного духа). Движение духа вперед есть движение духа к первоистокам.

Суть филос. духа служить бессмертному и совершенному бытию божественной души, "вспоминать" как в филос. Платона идеальный мир божественного бытия души. Ключевое понятие филос. воззрений К. — "душевный дух", дух метафизич. служения феноменологич. развитию души человека.

Душевный дух — это дух силы и реализма, ибо его цель не убегание в трансцендентную даль проекций сознания, а имманентное обустройства "дома души". Не спасение от мира души, а спасение ее мира. Душа человека реальна в своей телесности и социальности, и потому дух метафизики должен дать душе реально действующие технологии ее дух. преображения.

Реальная душа человека есть сила жизненности и здоровья тела, есть способность телесного человека в условиях больного и смертного мира, как считает К., быть здоровым и своевременно смертным.

В работах К. проводится мысль, что слабость рус. духа в его утопичности, толстовстве, а сила — в действии принципа "сопротивление злу силой", в душевном чувстве нац. и человеч. достоинства духа метафизики.

Соч.: Целительные силы русской духовности.

Тюмень, 1997; Метафизика духа в русской религиозной философии конца XIX — начала XX века. Екатеринбург, 1998; Идеи "открытого общества" в открытом восприятии // Духовные ценности и национальные интересы России.

Тюмень, 1998; Оружие 2 // Наш современник. 2000. № 5.