Комиссаржевский Федор Петрович

[1838, Киев. губ. — 1(14).3.1905, Сан-Ремо, Италия] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, режиссер и педагог.

Отец драм. актрисы B. Комиссаржевской и режиссера Ф. Комиссаржевского.

Окончил Петерб. ун-т (здесь пел в студенческом хоре). Пению обучался два года в Милан. конс. (кл. Э. Репетто).

Под итал. псевд. с успехом выступал на оперных сценах Рима, Милана (т-р "Ла Скала"), Опорто.

Принимал участие в освободительной борьбе итал. народа под рук. Дж. Гарибальди.

Вернувшись в 1863 в Россию, дебютировал в партии Дженнаро в петерб.

Итал. опере, после чего был приглашен в петерб.

Мариинский т-р, где выступал до 1867 и в 1869—80. В 1867—69 гастролировал в Пруссии и Баварии.

В 1882 выступал в спектаклях моск. Большого т-ра. Обладал небольшим по силе и диапазону голосом мягкого тембра, свободно звучавшим в нижнем и среднем регистрах и несколько напряженно в верхнем, прекрасно владел mezza voce и piano. В драм. партиях прибегал к форсировке, что отрицательно сказалось впоследствии на голосе.

Исп. отличалось интонационной чистотой, интеллектуальной культурой.

К. добивался синтеза вокального и сцен. искусства, создавая целостный худож. образ. "Действительно талантливый, даровитый певец, замечательный мастер своего дела. Такого певца еще не было на нашей русской оперной сцене... Такого разработанного голоса, такого правильно сформированного артиста, который в подобной степени... удовлетворял бы строгим требованиям современного искусства драматического пения, мы еще не слыхали" ("Голос". 1863. № 311). В первые годы сцен. деят-сти современники арт. называли его "русским итальянцем" и упрекали за отсутствие в репертуаре партий из опер отечественных авторов.

С конца 1865 певец выступал в рус. операх. 1-й исп. партий: Саффа ("Наида"), Дон Жуана ("Каменный гость"). Самозванца "Борис Годунов", 2-я ред.), Синодала ("Демон" А. Рубинштейна), Сарданапала ("Сарданапал"), Вакулы ("Кузнец Вакула"); в Мариинском т-ре — Йонтека ("Галька"), Фауста ("Фауст"), Герцога ("Риголетто"); на рус. сцене — Еника ("Проданная невеста"). Лучшие партии: Дон Жуан ("Каменный гость"), Фра-Дьяволо.

Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Левко ("Майская ночь", один из первых исп.; в этой партии чередовался с П. Лодием);

Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Руджеро ("Фенелла, или Немая из Портичи"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"), Манрико ("Трубадур"). Партнеры: Г. Кондратьев, А. Крутикова, Д. Леонова, И. Мельников, О. Палечек, О. Петров, Ю. Платонова, В. Рааб, Ф. Стравинский.

Пел п/у Э. Направника.

Выступал и как камерный певец. П. Чайковский посвятил К. романс "Скажи, о чем в тени ветвей" (ор. 57, № 1; 1884). Талант арт. высоко ценили Г. Ларош, Ц. Кюи, А. Даргомыжский, М. Мусоргский (два последних были его близкими друзьями).

В 1880 оставил сцену и до 1883 жил за границей.

В 1883—88 проф. и рук. оперного кл. в Моск. конс.; здесь же осуществил постановки опер "Волшебная флейта" (1884), "Водовоз" (1885), "Свадьба Фигаро" (1888). В 1888 вместе с режиссерами А. Федотовым, К. Станиславским и писателем Ф. Сологубом создал в Москве при Обществе искусства и литературы Муз.-драм. уч-ще, к-рое существовало до 1891. В 1888 — 96 преподавал в Тифлис. муз. уч-ще. Своих учеников воспитывал не только как вокалистов, но и как актеров; был противником ложной театр. условности.

Многие артисты Большого т-ра под его рук. готовили оперные партии.

Ученики: Л. Аренци, А. Больска, С. Борисоглебский, А. Бреви, Е. Верни, Л. Донской, С. Егизаров, Е. Клебек, П. Кошиц, П. Оленин, К. Серебряков, И. Соколов, В. Тютюнник, В. Шкафер, В. Эберле.

В 1887—88 муз. рецензент газ. "Моск. листок" (псевд.: Дилетант).

Лит.: Федор Петрович Комиссаржевский // Ежегодник имп. театров.

Сезон 1904—1905. Вып. 15. Прилож.

СПб., 1905. С. 311—314; Шеглов Ив. Памяти отца В. Ф. Комиссаржевской: Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской. — СПб., 1911. С. 387—389; Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и прим. И. Л. Гусин. — Л., 1952. С. 675; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890— 1930. — Л., 1936. С. 252; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 330; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 346, 347, 352; Носова В. В. Комиссаржевская. — М., 1964. С. 9—17, 44; Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. — Л., 1971. С. 8—10, 15; нек-рые архив. материалы К. — в ЦГАЛИ, ф. 991, оп. 1. ед. хр. 341, 349.