Кондаков Никодим Павлович

Кондаков Никодим Павлович — историк искусства; род. в 1846 г.; воспитанник московского университета, в 1871 г. стал читать лекции по теории и истории изящных искусств в новороссийском университете, в 1873 г. защитил в московском университете магистерскую диссертацию: "Памятник Гарпий из Ксанфа в Ликии" ("Записки Новороссийского университета", 1874 г., кн. XII), а в 1877 г. — докторскую: "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1877; французский перевод, Париж, 1886), после чего избран был новороссийским университетом в ординарные профессора.

В 1888 г. К. переместился на кафедру теории и истории искусства в с.-петербургский университет, причем занял также должность в Императорском Эрмитаже и стал работать в Императорской археологической комиссии, членом которой состоит с 1876 г. С 1894 г. состоит при русском археологическом институте в Константинополе.

К. напечатал: "Византийские церкви и памятники Константинополя" (Одесса, 1886); "История и памятники византийской эмали" (Париж, 1892 — роскошно издана Звенигородским) и др. Вместе с графом И. Толстым, К. издал "Русские древности в памятниках искусства" (вып. I-II, СПб., 1889), где в популярной форме представлен обзор результатов, добытых археологами, нумизматами и историками, хранящихся в редких, дорогостоящих изданиях, каковы, например, "Древности Босфора Киммерийского". {Брокгауз} Кондаков, Никодим Павлович (01.11.1844—17.02.1925) — историк, искусствовед, культуролог.

Род. в Новооскольском уезде Курской губ., в семье управляющего князей Трубецких.

В 1861 поступил в Моск. ун-т на ист.-филол. ф-т. По окончании преподавал (с 1865 по 1870) рус. яз. и словесность во 2-й Моск. гимназии и Александровском военном училище, а также рус. историю и археологию в Моск. школе живописи и ваяния.

В 1870 получил кафедру по теории и истории искусства в Новоросс. ун-те. В 1872 защитил магистерскую дисс. В 1888 приглашен проф. в Петерб. ун-т, одновременно был ст. хранителем в Эрмитаже.

В силу слабого здоровья К. был вынужден часто лечиться на юге. В Крыму и застали его революция и Гражд. война, "отрезав" от центра страны.

В кн. "Воспоминания и думы" (начатой 74-летним К. весной 1919 в Одессе) он пишет, что считал себя сторонником демократизации об-ва, однако "враждебно ощущал полную неподготовленность рус. народа к самостоятельной полит. и обществ. деятельности" (С.21). В 1920 покинул Россию, после краткого пребывания в Константинополе и в Варне оказался в Софии, где в 1920—1923 был проф. ун-та. По приглашению чешского ун-та переехал в Прагу, где читал до посл. дней курс по средневековому искусству Вост. Европы.

Умер в Праге. Еще будучи доц. ун-та в Одессе, К. организовал кружок по изучению византийской истории, искусства и культуры.

Его докт. дисс. (1876) "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей", будучи опубликованной и пер. на франц. яз., принесла ему европ. известность.

К. изучал связь византийского и древнерус. искусства и настаивал, что нельзя до конца познать второе, не изучив первого.

Один из крупнейших историков России В.Т.Пашуто отмечал: "Н.П.Кондаков был первым, кто включил древнерусское искусство в мировой исторический процесс, поставил вопрос о воздействии на него скифского, римского, готского, византийского и восточного искусства, стараясь проследить генетические связи и в археологическом, и в историческом материале" ("РИЭ". С. 16). К. активно занимался иконографией и оставил по этой теме ряд работ мирового значения.

Не ограничиваясь своей дисциплиной, К. делал обобщающие выводы филос., культурол. характера.

Он писал о взаимопроникновении культур Запада и Востока; анализируя византийское искусство, костюмы, черты быта и домашних нравов, отмечал заимствования из культур Индии, Китая, Ирана. К. внес большой вклад в развитие методол. ист. познания.

Считал неправильным, что история и археология уделяли внимание гл. обр. текстам и почти не изучали памятники.

К. подчеркивал, что, изучая памятники древности и корректируя данные текстов, можно составить более объективную, науч. картину исследуемого ист. явления.

Акад. Петерб.

Академии наук (с 1898). С 1907 — почетный член Киевской и с 1908 — Петерб.

Дух. академий.

Соч.: Наука классической археологии и теории искусств.

Одесса, 1872; История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей.

Одесса, 1876; Эстетико-исторический очерк древнего искусства.

Одесса, 1877; Византийские церкви и памятники Константинополя.

Одесса, 1886; Русские клады. СПб., 1896; О научных задачах истории древнерусского искусства.

СПб., 1899; Современное положение русской народной иконописи.

СПб., 1901; Иконография Богоматери. I—II. СПб., 1914—1915; Воспоминания и думы. Прага, 1927; Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры.

Прага, 1929; Русская икона. Текст. Т.1, 2. Прага, 1931—1933; Чтения по истории античного быта и культуры // Seminarium Kondakovianum. T.IV. Praha, 1931; Воспоминания.

Статьи. Письма.

Т.1—2. М., 1984—1985. Г.Т.Койшибаев Кондаков, Никодим Павлович Род. 1844, ум. 1925. Историк, специалист по истории византийского и древнерусского искусства.

Внедрил собственный иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей.

С 1898 г. академик Петербургской академии наук, с 1917 г. — РАН. В 1920 г. эмигрировал.